При введении ориентировочной основы ставится проблемная ситуация, как при помощи новых для детей приёмов сложения чисел решать примеры, где необходим переход одних разрядных единиц в другие разрядные единицы.
Фрагмент урока №2.
Учитель. Мы научились решать примеры в столбик. Давайте проверим чему мы научились.
На доске примеры: +12 + 43 +15 +18
37 16 52 67
( Дети решают.)
Учитель. Я вижу, вам трудно решить последний пример. Почему?
Дети. Единиц получается больше десяти.
Учитель. Значит, здесь можно выделить новую единицу – десяток. А куда эту единицу нужно записать?
Дети. Наверное, в соседний разряд, в десятки?
Учитель. Давайте попробуем рассуждать вместе. Какое число 8 или 7 удобнее дополнить до десятка?
Дети. 8.
Учитель. Где же взять эти единицы?
Дети. У числа 7.
Учитель. А сколько нужно взять?
Дети. 2 единицы.
Учитель. Сколько единиц останется от числа 7?
Дети. 5 единиц.
Учитель. Давайте покажем, что мы сделали с числами.
Появляется запись:
+18
67
85
На этом уроке делается запись на доске, а ученики смотрели и слушали, затем делали вывод: «Чтобы сложить два числа, нужно одно число разложить на удобные слагаемые так, чтобы в сумме с другим получился десяток».
На следующем уроке дети работали самостоятельно на наборном полотне, контролировали, оценивали работу товарищей.
Фрагмент урока №3.
Дети работали с наборным полотном.
+27
16
43
Учитель. Ребята, вы хорошо научились работать с карточками, а теперь давайте запишем этот пример в тетради: 27+16.
Пишем каждую цифру в отдельной клеточке, не забывайте о том, что разрядные единицы пишутся под разрядными единицами. Какое число мы должны разложить?
Дети. Число 6 раскладываем на 3 и 3. Складываем 7 и 3, получается десяток.
Учитель. Покажем стрелочками наши действия:
+27
16
43
А теперь оставшиеся единицы подпишем под единицами, посчитаем десятки.
Фрагмент урока №4.
Детям предлагается решить примеры, записанные на доске:
+77 +36 +29
14 35 37
91 71 66
Учитель. Ребята, посмотрите на эти примеры внимательно. Давайте составим общую схему этих примеров с помощью окошек.
Дети выделяют общее и составляют схему-опору:
![]()
![]()
![]()
+
![]()
---------------
Идёт работа со схемой. Решаются примеры, в которых нужно заполнить все окошки.
![]()
![]()
![]()
+ +![]()
Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у
слабовидящих детей
На современном этапе развития тифло – психолого-педагогической науки весьма важным является исследование, которое отражает не только содержание и методы психолого-педагогического воздействия, но и рассматривает его связи с лечебно – воспитательной работой. В работах ряда авторов л.и. Медведь (1976) ...
Проблема социально-педагогического сопровождения
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...
Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "Поско ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.