Коррекционная значимость занятий по ознакомлению с окружающим со слабовидящими детьми

Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Эти задачи должны осуществляться и решаться на специальных коррекционных занятиях.

Содержание коррекционной работы - это тот фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они смогут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально – адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями окружающего реального мира.

В мире существует огромное количество предметов и явлений, они обладают самыми разнообразными свойствами. Чтобы ускорить облегчить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо на коррекционных занятиях по данной теме предоставлять слабовидящим детям возможность действовать с этими предметами. Это дает детям знания о назначении, способах действия и применения их. Ребенок с патологией зрения начинает понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром.

Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления на коррекционных занятиях строится по принципу детального изучения предметов их свойствами и взаимосвязями между собой. В ходе такого изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению сенсорных сигналов, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Там где невозможно получить зрительную информацию, необходимо активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительная информация получается за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо – двигательных, тактильно двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию. Занятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитием речи, т.к. наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

Важным условием коррекционной работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь с лечебно – восстановительным процессом. На занятиях необходимо учитывать рекомендации врача-окулиста по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводить специальные упражнения по активизации и тренировке зрения детей.

Смотрите также:

Теоретические аспекты методов диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка-дошкольника. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развит ...

Система работы по формированию ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи
У детей младшего дошкольного возраста диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологическо ...

Трудности восприятия иноязычной речи на слух
Аудирование отнюдь не является легким видом речевой деятельности. Так как усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через аудирование, то оно вызывает наибольшие трудности. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от лица ее выполн ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru