Коррекционная значимость занятий по ознакомлению с окружающим со слабовидящими детьми

Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Эти задачи должны осуществляться и решаться на специальных коррекционных занятиях.

Содержание коррекционной работы - это тот фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они смогут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально – адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями окружающего реального мира.

В мире существует огромное количество предметов и явлений, они обладают самыми разнообразными свойствами. Чтобы ускорить облегчить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо на коррекционных занятиях по данной теме предоставлять слабовидящим детям возможность действовать с этими предметами. Это дает детям знания о назначении, способах действия и применения их. Ребенок с патологией зрения начинает понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром.

Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления на коррекционных занятиях строится по принципу детального изучения предметов их свойствами и взаимосвязями между собой. В ходе такого изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению сенсорных сигналов, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Там где невозможно получить зрительную информацию, необходимо активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительная информация получается за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо – двигательных, тактильно двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию. Занятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитием речи, т.к. наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

Важным условием коррекционной работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь с лечебно – восстановительным процессом. На занятиях необходимо учитывать рекомендации врача-окулиста по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводить специальные упражнения по активизации и тренировке зрения детей.

Смотрите также:

Лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...

Шестой этап в математике конечных количеств
На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражени ...

Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов
Введение в школы, гимназии, лицеи образовательной области «Технология» коренным образом меняет не только содержание учебного предмета «Обслуживающий труд», но и методы обучения, позволяющие вырабатывать у учащихся качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широко ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru