Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. В связи с этим важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

Монокулярный характер зрения детей со зрительной патологией создаёт свои специфические трудности в правильном восприятии окружающей действительности. Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет общую обеднённость представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому, наиболее важной и актуальной проблемой педагогов специализированных дошкольных учреждений является формирование у детей с патологией зрения точных и реальных представлений об окружающем мире. Если эти представления не будут сформированы в дошкольном возрасте, не будут иметь целостный характер, то процесс обучения в школе слабовидящего ребёнка будет сильно затруднён. Чтобы помочь выше изложенной проблеме, необходимо дополнить неправильные зрительные представления о предметах и явлениях окружающей действительности информацией, полученной с других анализаторов. В процессе восприятия предметного мира слепые и слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы. С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения. Решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормальновидящих детей.

Пути компенсации слепоты у ослепших и слабовидящих взрослых и детей школьного возраста наиболее полно изучены М.И. Земцовой. Проблема компенсации слепоты у детей раннего и дошкольного возраста практически не исследовалась. Следовательно, проблема компенсации недостаточности зрительной информации осязательной является наиболее актуальной в настоящее время.

Для эффективности обучения слепых и слабовидящих детей получать информацию о предметном мире через осязание необходимо прибегать к игре, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому тема опытно-практической работы сформулирована таким образом «Формирование навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников 6 года жизни через дидактические игры и упражнения».

Объект исследования – процесс формирования навыков тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников 6 года жизни через дидактические игры и упражнения.

Предмет исследования – дидактические игры и упражнения, как эффективное средство, способствующее формированию навыков тактильного обследования предметного мира, развитию тактильной чувствительности у слабовидящих детей 6 года жизни.

Цель – разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников 6 года жизни, имеющих зрительные патологии.

Задачи:

1. изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;

2. определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;

3. выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников ;

4. подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;

5. систематизировать дидактические игры и упражнения;

6. определить эффективные и специфичные для детей данной категории методы и приёмы;

7. проанализировать результаты проведённой коррекционной работы.

слабовидящий дошкольник тактильное коррекционное

Смотрите также:

Программа лагеря «Артек Тур»
Цели и задачи: Пропаганда здорового образа жизни в общении с природой и с людьми увлеченными, любящими природу; Улучшение организации активного отдыха детей, развитие туризма и спорта; Развитие толерантности, чувства эмпатии, принятия другого человека, в том числе не похожего на других; Воспитание ...

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возрастного этапа связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи меняются в соответствии с меняющимися условиями социума, поэто ...

Норма и отклонение в развитии человека
Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических усл ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru