Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. В связи с этим важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

Монокулярный характер зрения детей со зрительной патологией создаёт свои специфические трудности в правильном восприятии окружающей действительности. Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет общую обеднённость представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому, наиболее важной и актуальной проблемой педагогов специализированных дошкольных учреждений является формирование у детей с патологией зрения точных и реальных представлений об окружающем мире. Если эти представления не будут сформированы в дошкольном возрасте, не будут иметь целостный характер, то процесс обучения в школе слабовидящего ребёнка будет сильно затруднён. Чтобы помочь выше изложенной проблеме, необходимо дополнить неправильные зрительные представления о предметах и явлениях окружающей действительности информацией, полученной с других анализаторов. В процессе восприятия предметного мира слепые и слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы. С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения. Решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормальновидящих детей.

Пути компенсации слепоты у ослепших и слабовидящих взрослых и детей школьного возраста наиболее полно изучены М.И. Земцовой. Проблема компенсации слепоты у детей раннего и дошкольного возраста практически не исследовалась. Следовательно, проблема компенсации недостаточности зрительной информации осязательной является наиболее актуальной в настоящее время.

Для эффективности обучения слепых и слабовидящих детей получать информацию о предметном мире через осязание необходимо прибегать к игре, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому тема опытно-практической работы сформулирована таким образом «Формирование навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников 6 года жизни через дидактические игры и упражнения».

Объект исследования – процесс формирования навыков тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников 6 года жизни через дидактические игры и упражнения.

Предмет исследования – дидактические игры и упражнения, как эффективное средство, способствующее формированию навыков тактильного обследования предметного мира, развитию тактильной чувствительности у слабовидящих детей 6 года жизни.

Цель – разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников 6 года жизни, имеющих зрительные патологии.

Задачи:

1. изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;

2. определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;

3. выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников ;

4. подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;

5. систематизировать дидактические игры и упражнения;

6. определить эффективные и специфичные для детей данной категории методы и приёмы;

7. проанализировать результаты проведённой коррекционной работы.

слабовидящий дошкольник тактильное коррекционное

Смотрите также:

Бессюжетные народные подвижные игры
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетн ...

Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...

Пути овладения приемами умственной деятельности
В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельности осуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru