Приёмы тактильного обследования предметов окружающего мира

Страница 1

Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Следовательно, овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у детей предметных и пространственных представлений и в то же время условием осязательной чувствительности.

Точность осязательного восприятия и узнавания детьми предъявляемых им объектов зависит от способов, которыми она пользуется при обследовании. Поэтому каждого ребенка надо учить рациональным приемам осязательного восприятия, сложившимися на основе обобщения опыта использования предметов в процессе обучения.

Осязательное обследование, как, правило, подразделяется на два этапа. Сначала осуществляется общее ознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта, указанного педагогом. Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта. Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая - контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно движутся сверху вниз от верхней серединной точки.

Возможны варианты осязательного восприятия: в некоторых случаях левой рукой ребенок фиксирует начальный пункт обследуемого предмета правой, проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с- левой. Например, при ощупывании многоугольников ребенок сначала охватывает фигуру обеими руками, при таком общем обхвате находит самый заметный угол, затем берет фигуру в левую руку и держит ее именно за этот угол, считая его первым. Потом он ведет слева на право указательным пальцем правой руки последовательно по сторонам многоугольника , выделяя и считая каждый из углов до того угла, который держит пальцами левой руки.

При осязательном восприятии некоторых предметов после нахождения начального пункта левая рука передвигается вслед за правой. Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объекта.

Например, при сравнении геометрических тел с кривыми поверхностями (шар, конус, цилиндр) сначала детьми различается форма предмета, а при сравнении прямолинейных фигур (квадрата, прямоугольника и др. четырехугольники) сначала различаются размеры.

Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту и лапам (ногам). Ощупывание растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева - с листьев, овощей - с части, употребляемой в пищу).

Восприятие незнакомых или мало знакомых объектов педагог должен сопровождать словесным объяснением, в котором, характеризуя выделяемые признаки, он излагает или напоминает способы осязательного обследования. Действия детей контролируются педагогом. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать с ним.

Когда педагог убедится в том, что алгоритм осязательного обследования определенной труппы предметов усвоен детьми, ему достаточно назвать только части, подлежащие детальному изучению. В этих случаях дети работают самостоятельно, а педагог наблюдает за их действиями, анализирует ответы и вносит поправки.

Некоторые свойственные осязанию приемы обследования объектов спонтанно формируется у детей в процессе игровой и предметно-практической деятельности еще в дошкольный период. Так Л.И. Солнцева отмечает, что при сравнении матрешек по высоте дети кладут ладони сверху на их головы: для определения твердости материалов пользуются характерным нажатием на предмет первой фалангой большою пальца, при определении фактуры используют не только осязание, но и слух (стучат по предмету пальцами или обследуемым предметом по столу). Перечисленные и аналогичные приемы преподавателю нужно знать и использовать в работе со слабовидящими и слепыми детьми.

Тифлопедагогу следует помнить о том, что дети, имеющие остаточное или дефектное зрение, часто при восприятии предметов опираются только на свое неполноценное зрение, вследствие чего получают неполную, не точную, а иногда и искаженную информацию. Одним из наиболее распространенных проявлений патологии органа зрения у детей дошкольного возраста является косоглазие, которое встречается у детей в 1,5 - 2 % случаев. Косоглазие затрудняет восприятие, переработку и использование зрительной информации, ориентацию в окружающей обстановке и может явиться причиной задержки психического развития, общего недоразвития речи и затрудненного усвоения учебного материала, т.к. всегда при этом у детей отсутствует бинокулярное зрение и в подавляющем большинстве случаев имеется амблиопия. Чтобы повысить эффективность работы мозга у таких детей, нужно расширить диапазон восприятия окружающего мира, т.e. к зрительной памяти добавить мышечную и тактильную. Для этого у детей с остаточным зрением и неполноценным зрением необходимо развивать осязание так же, как и у тотально слепых. Для закрепления осязательных представлений, обеспечения их сохранности в памяти ребенка необходимо через некоторое время повторно предъявлять эти же предметы для обследования и опознания. Так же важно проводить сравнение знакомого предмета с предметами, относящимися к одной и той же определенной группе. Надо научить детей выделять в сравниваемых предметах сходство и различие, указывать и называть их: в квадрате все стороны равны между собой, а в прямоугольнике - только противоположные: шар катится, а куб нет: у цапли ноги длинные, пальцы без перепонок, а у утки ноги короткие и с перепонками между пальца-ми, что помогает ей загребать воду при плавании. Включение в акт осязательного восприятия анализа основных признаков предмета и словесного их объяснения помогает ребенку в узнавании знакомых предметов, осознанном восприятии новых и отнесении их к определенному классу понятий.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Педагогические идеи Дени Дидро
Дени Дидро (1713-1784)-один из виднейших французских материалистов XVIII в. Как и все представители этого направления, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в трактовке общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от матери ...

Методы и приемы диагностического исследования уровня сформированности пересказа у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компен ...

Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитани ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru