Приёмы тактильного обследования предметов окружающего мира

Страница 1

Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Следовательно, овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у детей предметных и пространственных представлений и в то же время условием осязательной чувствительности.

Точность осязательного восприятия и узнавания детьми предъявляемых им объектов зависит от способов, которыми она пользуется при обследовании. Поэтому каждого ребенка надо учить рациональным приемам осязательного восприятия, сложившимися на основе обобщения опыта использования предметов в процессе обучения.

Осязательное обследование, как, правило, подразделяется на два этапа. Сначала осуществляется общее ознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта, указанного педагогом. Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта. Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая - контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно движутся сверху вниз от верхней серединной точки.

Возможны варианты осязательного восприятия: в некоторых случаях левой рукой ребенок фиксирует начальный пункт обследуемого предмета правой, проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с- левой. Например, при ощупывании многоугольников ребенок сначала охватывает фигуру обеими руками, при таком общем обхвате находит самый заметный угол, затем берет фигуру в левую руку и держит ее именно за этот угол, считая его первым. Потом он ведет слева на право указательным пальцем правой руки последовательно по сторонам многоугольника , выделяя и считая каждый из углов до того угла, который держит пальцами левой руки.

При осязательном восприятии некоторых предметов после нахождения начального пункта левая рука передвигается вслед за правой. Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объекта.

Например, при сравнении геометрических тел с кривыми поверхностями (шар, конус, цилиндр) сначала детьми различается форма предмета, а при сравнении прямолинейных фигур (квадрата, прямоугольника и др. четырехугольники) сначала различаются размеры.

Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту и лапам (ногам). Ощупывание растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева - с листьев, овощей - с части, употребляемой в пищу).

Восприятие незнакомых или мало знакомых объектов педагог должен сопровождать словесным объяснением, в котором, характеризуя выделяемые признаки, он излагает или напоминает способы осязательного обследования. Действия детей контролируются педагогом. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать с ним.

Когда педагог убедится в том, что алгоритм осязательного обследования определенной труппы предметов усвоен детьми, ему достаточно назвать только части, подлежащие детальному изучению. В этих случаях дети работают самостоятельно, а педагог наблюдает за их действиями, анализирует ответы и вносит поправки.

Некоторые свойственные осязанию приемы обследования объектов спонтанно формируется у детей в процессе игровой и предметно-практической деятельности еще в дошкольный период. Так Л.И. Солнцева отмечает, что при сравнении матрешек по высоте дети кладут ладони сверху на их головы: для определения твердости материалов пользуются характерным нажатием на предмет первой фалангой большою пальца, при определении фактуры используют не только осязание, но и слух (стучат по предмету пальцами или обследуемым предметом по столу). Перечисленные и аналогичные приемы преподавателю нужно знать и использовать в работе со слабовидящими и слепыми детьми.

Тифлопедагогу следует помнить о том, что дети, имеющие остаточное или дефектное зрение, часто при восприятии предметов опираются только на свое неполноценное зрение, вследствие чего получают неполную, не точную, а иногда и искаженную информацию. Одним из наиболее распространенных проявлений патологии органа зрения у детей дошкольного возраста является косоглазие, которое встречается у детей в 1,5 - 2 % случаев. Косоглазие затрудняет восприятие, переработку и использование зрительной информации, ориентацию в окружающей обстановке и может явиться причиной задержки психического развития, общего недоразвития речи и затрудненного усвоения учебного материала, т.к. всегда при этом у детей отсутствует бинокулярное зрение и в подавляющем большинстве случаев имеется амблиопия. Чтобы повысить эффективность работы мозга у таких детей, нужно расширить диапазон восприятия окружающего мира, т.e. к зрительной памяти добавить мышечную и тактильную. Для этого у детей с остаточным зрением и неполноценным зрением необходимо развивать осязание так же, как и у тотально слепых. Для закрепления осязательных представлений, обеспечения их сохранности в памяти ребенка необходимо через некоторое время повторно предъявлять эти же предметы для обследования и опознания. Так же важно проводить сравнение знакомого предмета с предметами, относящимися к одной и той же определенной группе. Надо научить детей выделять в сравниваемых предметах сходство и различие, указывать и называть их: в квадрате все стороны равны между собой, а в прямоугольнике - только противоположные: шар катится, а куб нет: у цапли ноги длинные, пальцы без перепонок, а у утки ноги короткие и с перепонками между пальца-ми, что помогает ей загребать воду при плавании. Включение в акт осязательного восприятия анализа основных признаков предмета и словесного их объяснения помогает ребенку в узнавании знакомых предметов, осознанном восприятии новых и отнесении их к определенному классу понятий.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Особенности организации досуга детей дошкольного возраста
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей ...

Кoмплeкc мeтoдичecких приeмoв фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкaх мaтeмaтики
Oбщeизвecтнo, чтo тeoрeтичecкиe acпeкты иccлeдoвaния пeрecтaют быть знaчимыми бeз рaccмoтрeния мeтoдичecких ocнoв рeaлизaции дaннoй прoблeмы. Cлeдoвaтeльнo, пeрeчиcлим мeтoдичecкиe приeмы, кoтoрыe в кoмплeкce cпocoбcтвуют фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкa ...

Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru