Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на завершающем этапе обучения немецкому языку

Педагогика » Развитие критического мышления учащихся при обучении монологической речи на немецком языке на старшем этапе обучения » Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на завершающем этапе обучения немецкому языку

Страница 1

Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, определение уровня развития умений монологической речи и критического мышления учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия», необходимых для реализации технологии развития критического мышления на практике, и анализ УМК определили необходимость разработки программы по развитию критического мышления.

При разработке программы учитывались особенности процесса обучения монологической речи как вида речевой деятельности и этап обучения.

Для каждого этапа обучения монологической речи были определены цели и содержание, а также возможности использования приемов технологии развития критического мышления. Программа представляет интеграцию процесса обучения монологической речи и элементов развития критического мышления. При этом приемы, выделенные в рамках образовательной технологии развития критического мышления через чтение и письмо, созданной американцами К. Меридитом, Ч.Темплом, были использованы на уроках немецкого языка при обучении монологической речи. На стадии «вызова» учителя используют парную или групповую мозговую атаку, кластеры, конструктивные таблицы, «дерево предсказаний». На стадии «реализации» применяется система маркировки текста «инсерт», таблица «плюс – минус - интересно», заполняется таблица «Знаем - хотим узнать - узнали». На стадии «рефлексии» возможно комбинирование вышеуказанных приемов, подведение итогов, эссе, синквейн и другие.

Обучение монологической речи на немецком языке было организовано по дедуктивному пути – от текста («путь сверху»). Согласно модели управления процессом порождения устноречевого высказывания обучение монологической речи по дедуктивному пути включает 5 этапов.

На первом этапе обучения монологической речи по дедуктивному пути - предтекстовом этапе ставятся следующие цели: 1. Побуждение и стимулирование мотивации на чтение. 2. Стимулирование познавательной активности, развитие приемов мышления (анализ, обобщение, абстрагирование). 3. Снижение уровня языковых и речевых трудностей. На это направлены упражнения на определение характера информации, на прогнозирование содержания текста, на расширение лексического запаса. В основе работы лежит принцип ситуативности обучения.

Здесь целесообразно использовать метод гипотез и прогнозирования. Они позволяют учащимся конструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Так, например, учащимся предлагается по заголовку или по картинке к тексту попытаться предположить, о чем будет идти речь в тексте. Задание может быть следующим: Lest bitte den Titel und sagt: „Worum kann es in diesem Text gehen?“ или Lest den ersten (letzten) Satz. Entwickelt daraus eine Hypothese, worum es sich im Text wahrscheinlich handelt:.

На данном этапе может применяться также такой метод как метод ученического целеполагания. Ученикам предлагаются на выбор цели для прочтения текста сформулированные учителем, при этом учащиеся могут, с одной стороны, выбрать одну из этих целей, с а с другой стороны, сформулировать свои цели.

Например: Lest den Text mit einem der Leseziele. Wählt eins oder formuliert das eigene Leseziel:

- neue Information zu erfahren

- neue Wörter zum Thema kennen zu lernen

- die Struktur der Textsorte kennen zu lernen oder (das eigene Leseziel zu formulieren).

На этом этапе могут также применяться креативные методы обучения. Метод придумывания - это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных творческих действий. Учащимся предлагается, например, придумать текст к картинке/заголовку/абзацу/предложению самим, а затем уже сравнить с оригиналом. Установка может быть сформулирована следующим образом: Schreibt einen Text zu diesem Titel/Bild/Absatz/ Satz.

На этом этапе также широко используется метод «мозговой штурм». Основной задачей метода «мозговой штурм» А. Ф. Осборна является сбор как можно большего числа идей. Для предтекстового этапа предлагаются такие формулировки заданий - Wenn ihr an … denkt/Wenn ihr den Titel lest/, woran denkt ihr dann zuerst? или Womit assoziiert ihr das Wort…? Bringt möglichst viele Ideen zum Problem/ zur Frage .

Цели, содержание, приемы развития критического мышления, модели заданий, направленность упражнений на предтекстовом этапе обучения монологической речи представлены в таблице № 2.

Таблица № 2.

Первый этап обучения монологической речи по пути «сверху»

Цель

Содержание

Приемы РКМ

Модели заданий

Направленность упражнений

Стимулирование познавательной активности.

Снижение уровня языковых и речевых трудностей.

1.Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям с опорой на предшествующий опыт и знания.

2.Обеспечивается осознание коммуникативной задачи, нацеливающей на то, как читать.

-Выдвижение гипотез и прогнозирования

- Ученическое целеполагание

- Придумывание

-Мозговой штурм (в парной или групповой работе).

- Lest bitte den Titel und sagt: „Worum kann es in diesem Text gehen?“ или Lest den ersten (letzten) Satz. Entwickelt daraus eine Hypothese, worum es sich im Text wahrscheinlich handelt:

-Wie ist das Leseziel des Textes? Wählt eins oder formuliert das eigene Leseziel.

- Schreibt einen Text zu diesem Titel/Bild/Absatz/Satz.

- Wenn ihr an … denkt/Wenn ihr den Titel lest/, woran denkt ihr dann zuerst? или Womit assoziiert ihr das Wort…? Bringt möglichst viele Ideen zum Problem/ zur Frage .

Развитие приемов мышления

(обобщение, анализ),

Развитие умения устанавливать

Смысловую связь между фактами,

Развитие Умения прогнозировать

Содержание читаемого,

Развитие умения осознанно ставить цели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Виды и функции учебных игр
Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельного метода ...

Социальный контроль в детском коллективе
Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, ...

Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Цель социально-педагогической деятельности по мнению И.А.Липского следует считать продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующей его активное участие в преобразовании социума. Такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-объек ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru