Проверка понимания текста. Самым важным на этом этапе является то, чтобы выбор объектов контроля понимания конкретного текста был обусловлен КЗ и определяемой ею стратегией чтения. В этом случае контроль будет выполнять свои функции, а именно обучающе-развивающую, стимулирующе-мотивационную, корригирующую, и способствовать формированию рефлексии в полном объеме, выступая эффективным средством управления учебной деятельностью учащихся.
На данном этапе проявляется
- невербальная реакция: жесты понимания (улыбка, смех, покачивание головой); тест на множественный выбор для проверки понимания основной информации текста.
кодирование информации
(+/-) для проверки понимания основной и детализирующей информации.
- идентификация с помощью теста «найдено,/не найдено».
Для контроля полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста можно предложить тест на множественный выбор Multiple-choice test и тест с пропусками Close – test. Задания представлены следующим образом:
Wählt die richtige (falsche) Variante!
Setzt die passenden Wörter ein!
Цели, содержание, приемы развития критического мышления, модели заданий, направленность упражнений на этапе проверки понимания текста при обучении монологической речи представлены в таблице № 4.
Таблица № 4.
Третий этап обучения монологической речи по пути «сверху»
Цель |
Содержание |
Приемы РКМ |
Модели заданий |
Направленность упражнений |
Осуществление контроля полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста. Использование ситуации текста в качестве опоры для развития умений устной и письменной речи. |
Проявляется - невербальная реакция: жесты понимания (улыбка, смех, покачивание головой); тест на множественный выбор для проверки понимания основной информации текста. кодирование информации (+/-) для проверки понимания основной и детализирующей информации. - идентификация с помощью теста «найдено /не найдено». |
Close – test Multiple-choice Test Деление текста на смысловые части. |
Setzt die passenden Wörter ein! Wählt die richtige (falsche) Variante! Gliedert den Text. Wie viele Teile hat der Text? Begründet eure Meinung. Betitelt diese Teile des Textes. Rekonstruirt die Hauptinformation. Macht Notizen. |
Развитие умения выбирать среди множества вариантов правильный, Развитие умения понимать полное содержание прочитанного. Развитие рефлексии. Способность опровергать ложное. |
На четвертом этапе обучения монологической речи по пути «сверху»– этапе информационной переработки текста с целью её присвоения определены следующие цели: 1- повторный возврат к тексту и его информационная переработка, 2- присвоение информации и языковых средств, необходимых для порождения устно-речевого высказывания.
Информационная переработка текста с целью ее присвоения. Очередность и типология заданий, направленных на информационная переработку текста, должны, во-первых, учитывать принцип следования от простого к сложному, во-вторых, соответствовать КЗ (чтение) и вносить вклад в решение КЗ, которая может быть сформулирована уже в предтекстовых заданиях, а может быть обозначена в послетекстовых. Обязателен учет принципа от простого к сложному, который означает, что осуществляются поисковые действия, а именно действия по нахождению, выписыванию и ранжированию информации, затем следуют ответы на вопросы, постановка своих вопросов к тексту, краткая передача текста и т. д.
На данном этапе может быть использован прием «бортовой журнал». Возвращаясь к тексту, ученики заполняют колонку «ключевые понятия текста» и параллельно колонку «рисунок или схема», где информация перерабатывается в краткую схему, удобную для быстрого вызова. «Бортовой журнал» предусматривает также заполнение двух граф: «связи, которые я могу установить» и «оставшиеся вопросы», что направлено на рефлексию и самоконтроль учащихся.
Цели, содержание, приемы развития критического мышления, модели заданий, направленность упражнений на этапе информационной переработки текста при обучении монологической речи представлены в таблице № 5.
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного
возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь получ ...
Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста
Формирующий этап эксперимента - комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Целью данного этапа мы определили организацию работы по воспитанию культуры общения дошкольников. Так как, играя, ребенок ...
Программа по использованию элементов технологии развития критического
мышления при обучении монологической речи на завершающем этапе обучения
немецкому языку
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, определение уровня развития умений монологической речи и критического мышления учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия», необходимых для реализации технологии развития критического мышления на практике, и анализ УМК опр ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.