По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.
90-е годы прошлого столетия радикально изменили социокультурный контекст изучения иностранных языков в России и других, особенно европейских странах, что не могло не привести к появлению новых потребностей в изучении языков и культур. Мысль о необходимости культуроведческого образования средствами иностранного языка постепенно начинает приобретать аксиоматичное звучание.
Современный этап развития человеческой цивилизации требует качественно новых ориентаций в языковом образовании. Изучение иностранного языка сегодня нацелено на развитие гармоничной личности готовой к контактам с представителями иной культуры, готовой к межкультурной коммуникации на высоком уровне.
На первый план выходит задача интеллектуального развития, и, прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, то есть способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, критичность мышления, являющиеся в современном обществе существенным условием успешной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.
Никогда прежде система образования не готовила учащихся к жизни в таких динамично изменяющихся условиях. Центральной задачей для учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить. Они должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно и критично её исследовать. А также уметь уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, уметь подвергать идею легкому скепсису, проверять отдельные идеи на возможность их использования. Перестройка школы, совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от учителя особого внимания к развитию критического мышления учащихся.
Из выше сказанного следует, что актуальность проблемы развития критического мышления неоспорима. Это и определило выбор темы дипломной работы «Развитие критического мышления учащихся при обучении монологической речи на немецком языке на старшем этапе обучения».
Цель исследования: разработать программу по развитию критического мышления учащихся при обучении монологической речи на старшем этапе обучения немецкому языку.
Объект исследования: процесс обучения монологической речи на старшем этапе обучения немецкому языку.
Предмет исследования: реализация элементов технологии развития критического мышления учащихся в процессе обучения монологической речи на старшем этапе обучения немецкому языку.
Задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность критического мышления учащихся;
На основе анализа методической литературы раскрыть методику обучения монологической речи;
Провести диагностику учащихся с целью выявления уровня развития критического мышления и уровня сформированности навыков и развития умений монологической речи учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия»;
Разработать и апробировать программу по развитию критического мышления учащихся на старшем этапе обучения монологической речи на немецком языке.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- анкетирование;
наблюдение;
тестирование.
База исследования: МОУ «Павлоградская гимназия» Павлоградского района Омской области.
Теоретической основой для написания дипломной работы стали исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов А.В. Брушлинского, М.И. Станкина, Е.Д. Божовича, Д.Б. Эльконина, Д. Халперна, Д. Клустера, Ж. Пиаже, Ч. Темпла, К. Мередита.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Использование в учебном процессе дифференцированного подхода
с учетом особенностей развития учащихся
Диагностический инструментарий. Для того что бы понять «кто» перед нами – талантливый и трудолюбивый ребёнок, талантливый и не трудолюбивый либо ученик без способностей но с желание рисовать мы должны это как – то определить. Несмотря на то, что предмет «Рисунок» не английский язык и не математика ...
Бессознательное и сознательное
История философской, психологической и педагогической мысли связана в значительной мере с тем или иным решением проблемы сознания/бессознательного. В философии, психологии и психоанализе, в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении широко употребляется термин «бессознательно ...
Взаимодействие между учащимися
Это третий вид взаимодействия, новое измерение дистанционного образования, которое станет вызовом нашему мышлению и практике в девяностых годах. Это взаимодействие между учащимися, между отдельно взятым учащимся и другими учащимися в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без н ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.