Возможности развития критического мышления учащихся на уроке иностранного языка

Страница 1

Анализ психологической, педагогической литературы подтверждает важность развития критического мышления и в связи с этим необходимость использования технологии развития критического мышления. Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества. Изучение иностранного языка нацелено на развитие гармоничной личности, готовой к межкультурной коммуникации. Задача развить личность возлагается на педагогов.

Таким образом, урок иностранного языка – неотъемлемая часть школьного образования. Перед учителем поставлена непростая задача - научить учащихся критически мыслить при обучении иностранному языку.

Проанализировав методическую литературу, мы не получили четкого представления о том, разработана ли технология развития критического мышления в методике обучения иностранным языкам. Это позволяет предположить, что развитию критического мышления на уроке иностранного языка уделяется крайне мало внимания.

С целью знакомства с опытом использования технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие шесть учителей английского и немецкого языков МОУ «Павлоградская гимназия» Павлоградского района Омской области, имеющих непрерывный стаж работы в школе от 5 до 18 лет. Разработанная анкета состояла из 6 вопросов с вариантами ответов (Приложение № 1). Результаты анкетирования были проанализированы и представлены в диаграммах.

Отвечая на первый вопрос «Какое значение Вы вкладываете в понятие "Критическое мышление"?», 5 (84 %) учителей определили критическое мышление, как способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное (Диаграмма № 1). Лишь в ответе одного учителя (16 %) "критичность" приравнивалась к "негативности", то есть критическое мышление представлялось учителю как негативность суждений, умение подвергать все факты легкому скепсису и не принимать всё на веру.

Диаграмма № 1.

«Какое значение Вы вкладываете в понятие "Критическое мышление"?»

Ответы на второй вопрос анкеты «Как Вы считаете, почему современный школьник должен владеть навыками критического мышления?» показали, что все учителя (100 %) осознают необходимость развития критического мышления учащихся. По их мнению, критическое мышление способствует взаимоуважению учащихся, помогает оптимизировать учебный процесс, улучшает качество усвоения материала.

Ответы на третий вопрос «Какие приемы и стратегии развития критического мышления Вы знаете?» показали, что с такими приемами и стратегиями развития критического мышления, как «Кластер», «Бортовой журнал» и «Инсерт», учителя не знакомы. Известными для 4 учителей (68 %) являются стратегии «Мозговой штурм», для одного учителя (16 %) - таблица «З. Х. У» и для одного учителя (16 %) - «Эссе» (Диаграмма № 2).

Диаграмма № 2.

«Какие приемы и стратегии развития критического мышления Вы знаете?»

На вопрос «Какие приемы и стратегии развития критического мышления Вы используете на уроке?» были предложены те же варианты ответов. Таким образом, 4 учителя (68 %) выбрали четвертый вариант - «эссе» , 2 учителя (16 %) используют приемы «мозговой штурм» и 2 (16 %) - таблицу «З.Х.У» (Диаграмма № 3). Остальные приемы, как «Кластер», «Бортовой журнал» и «Инсерт» учителя не используют на уроке. Возможно, это связано с тем, что они не имеют четкого представления об этих приемах. Поэтому учителя не владеют ими и не применяют на практике.

Диаграмма № 3.

«Какие приемы и стратегии развития критического мышления Вы используете на уроке?»

Наше предположение подтверждают ответы учителей на следующий вопрос «По какой причине Вы не используете остальные приемы?» Все учителя (6 человек – 100 %) выбрали первый вариант. Причина, по которой педагоги не используют остальные стратегии, заключается в том, что они не имеют четкого представления об использовании данных приемов (Диаграмма № 4).

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел ...

Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника
В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это свя ...

Результаты изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Как указывалось выше, сенсорное развитие детей с нарушением интеллектуального развития имеет свои особенности и проявляется в несформированности сенсорных эталонов. Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются: изучение особенностей усвоени ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru