В игре рождается и формируется воображение. Воображение – это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления.
Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений (А. Я. Пономарев). Существуют творческие задачи, имеющие большую неопределенность ситуации, которые с трудом поддаются анализу и могут быть разрешены лишь благодаря работе воображения, а не мышления (хотя эти процессы тесно связанны между собой).
Сказанное заставляет задуматься над необходимостью разработки эффективных средств и методов формирования воображения младших школьников.
Обратимся к возможностям интеллектуально-развивающих игр, применяемых в воспитательной работе во внеучебный период времени в стимулировании воображения, фантазии, а значит и детского творчества.
Интеллектуально-развивающие игры, направленные на создание новых образов, идей, подразделяются на несколько групп. Первая группа игр направлена на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать на бумаге образы предметов на основе геометрических фигур, схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов.
Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь наибольшее количество ребят, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист Михаил Кольцов, который предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад, которую готовил сотрудник газеты по имени Виктор. Но в сознании читателей с викторией – победой и тем самым приобрело свой новый смысл. Принцип викторины – назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Разновидность викторины – аукцион. По своему прямому назначению аукцион представляет собой публичную продажу, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую сумму. Например, задается вопрос: «Назовите пословицы, в которых речь идет о труде».
Розыгрышем может быть и викторина, построенная на физиологических стереотипах. Когда ученика просят ответить, например, на такие вопросы, как «В каком жанре написана басня Крылова «Ворона и лисица»? обращаясь к розыгрышам, следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха, то есть никто не должен быть выставлен на посмешище.
Одной из форм активного участия в создании смешного является капустник. Возникший в театральной среде, в актерском окружении М.С. Щепкина, капустник был формой их досуга. Приобретая популярность и распространившись, капустник превратился в своеобразный шуточный спектакль, построенный на так называемом местном, близком и понятном всем материале.
Самым известным игровым шоу является Клуб веселых и находчивых – КВН. В отличие от не менее популярного «Поля чудес» КВН оказался простой, доступной для всех игрой. КВН глубоко педагогичен по своей сути. Участие в его создании и проведении представляет собой досуговую деятельность в ее высших уровнях – творчества и социальной отдачи. КВН привлекает и объединяет одаренных и творческих людей, которые своей досуговой деятельностью формируют образец содержательного проведения свободного времени, побуждают к нему других.
Воспитательная работа, проводимая во внеурочное время, дополняет и углубляет воспитание, осуществляемое в процессе обучения.
В последние годы, по мере укрепления и развития школы, роста сети внешкольных учреждений разного типа, вся внеучебная воспитательная работа приобрела большой размах, она обогатилась новыми идеями, организационными формами, средствами и методами воспитания учащихся.
Игра как одна из форм внеучебной воспитательной работы способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.
Игра создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
С понятием «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. И все это лишено внешнего навязывания и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с досуговой деятельностью, но не тождественны ей.
Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Пет ...
Виды взаимодействия
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне ...
Изучение уровня развития координации движений в танцевальной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста
На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие ум ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.