Основные направления правовой, социально-психологической и психотерапевтической и реабилитации подростков-девиантов

Педагогика » Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации » Основные направления правовой, социально-психологической и психотерапевтической и реабилитации подростков-девиантов

Страница 1

Развитие реабилитационного направления в подростковой психотерапии предполагает системное воздействие на комплекс клинико-биологических и социально-психологических характеристик подростка. В основе психического здоровья подростка лежит его реальное воспитание и содержание, обеспечивающее подготовку к сложным проблемам жизни, когнитивных и эмоциональных функций в атмосфере доброжелательности и любви. С формированием в самом подростке способности на ответную любовь, умения прогнозировать свое поведение.

На первом этапе работы исследуются клинико-биологические факторы риска, угрожающие нормальному нервно-психическому развитию ребенка: недоношенность, внутричерепное кровоизлияние, задержка внутриутробного развития, биохимические и гематологические нарушения, врожденные уродства, внутриутробные инфекции, хронические заболевания легких, алкоголизм и наркомания матери.

На втором этапе оцениваются типы акцентуации характера подростка с определением его принадлежности к структуре девиантного поведения и формы агрессивного поведения. В психодиагностической методике ISTA Г. Аммона (1990) используется представление о трех формах реализации агрессии: "конструктивной", "деструктивной" и "дефицитарной".

"Конструктивная" форма реализации агрессии подразумевает способность индивида противостоять вредным для него воздействиям. При "деструктивной" форме имеет место нарушение морально-этических норм, разрушение отношений с окружающими, присутствуют криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют личностные расстройства. "Дефицитарная" форма проявления агрессии характеризуется низким уровнем социальной активности, недостаточным развитием поведенческих навыков. В каждой человеческой личности одновременно существуют все эти три формы, но, как правило, одна из них является преобладающей. В группе подростков с преобладанием "конструктивных" форм проявление агрессии (уклонение от учебы и труда, бродяжничество) характерно для лабильной акцентуации характера (ЛАХ). "Дефицитарная" форма агрессии (употребление алкоголя и токсических веществ) характерна для подростков с эпилептоидной акцентуацией характера (ЭАХ) и гипертимной (ГАХ). "Деструктивная" форма (хулиганства и кражи) - для подростков с неустойчивой акцентуацией характера (НАХ) и истероидной (ИАХ). В группе подростков с НАХ и ИАХ агрессивное поведение связано с внутриличностными проблемами, у подростков с ЭАХ и ГАХ определяющая роль принадлежит ситуационному фактору. У подростков с шизоидной акцентуацией характера форма агрессии занимает промежуточное положение.

Среди факторов нарушения воспитания отмечаются эмоциональная и физическая отверженность подростков в семье. Физическая отверженность проявляется недостаточной заботой, неправильным уходом и питанием, физическим и сексуальным насилием и т.д. При наличии эмоциональной отверженности подростки вынуждены прятать часть себя, чтобы быть приятными взрослыми. Они чувствуют, что их отвергают, когда они делают ошибки, когда несовершенны или проявляют свои чувства. Подростки не могут соответствовать ожиданиям своих родителей. Родители не воспринимают подростка как личность, они относятся к подростку как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком, проецируют на нем свои проблемы. Отверженность, заброшенность и ведут к тому, что подростки чувствуют себя неадекватными, неоценимыми, они начинают стыдиться себя, чувствуют страх, тревогу.

Профилактика - система государственных и общественных социальных гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний.

Первичная профилактика: изучение механизмов формирования родительского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, служащих причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенчестве, раннем дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика: раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; исследование генограмм семьи; коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей; наличие четких семейных ролей.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Семья как субъект социализации
Социализация - это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенапра ...

Разработка и реализация программы, направленной на формирование у младших подростков с девиантным поведением привычек здорового образа жизни
Анализ результатов проведенной диагностики дал определенную научную ориентацию в разработке программы, направленной на формирование у младших подростков с девиантным поведением привычек здорового образа жизни (приложение 2). При создании такой программы были учтены современные достижения социальной ...

Особенности социально–педагогической деятельности по формированию привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возни ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru