Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации

Педагогика » Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации

Происходящие в стране процессы демократизации охватывают самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Существовавшая прежде карательно-административная политика постепенно заменяется на защитно-охранную, представленную комплексом мер адекватной медико-психологической, социально-психологической, социально правовой и социально-педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам. Необходимость такой стратегии объясняется, прежде всего, теми крайне неблагоприятными тенденциями, которыми характеризуется динамика асоциальных проявлений в подростковой среде.

Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. В нынешних условиях значительная часть детей с девиантным поведением в прямом смысле этого слова оказались "ничейными". Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания этим проблемам: подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам. Приняты законы: "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону "Об основах социального обслуживания населения РФ". Несмотря на это, ведомственная разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферы приводит к низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечали бы за конечные результаты.

Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Молодежная среда становится опасной криминогенной средой. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как "омоложение" преступности, усиление ее группового характера. Удельный вес в общем, числе лиц, состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, в 2006 г. составил 32,5%. Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к "омоложению" женской преступности - 12,6%. Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье детей и их физическом развитии. На начало 2004 года в РФ их насчитывалось 563,7 тыс. человек. Особое беспокойство вызывает социальное сиротство, и, как следствие, массовый характер приобретают попрошайничество, беспризорность детей; нарастание таких негативных явлений в детской и подростковой среде, как наркомания и токсикомания, повышение криминальной активности детей. За последние три года число детей - наркоманов выросло в 2,8 раза, токсикоманов - в 3,5 раза. Растет насилие в семье: ежегодно 2 миллиона детей избиваются родителями, 50 тысяч - уходят из дома, 2 тысячи - заканчивают жизнь самоубийством. По-прежнему остается сложным положение детей из семей-беженцев. Социальные проблемы детей имеют как общие, так и региональные особенности, что определяет региональную специфику деятельности социальных структур и центров социальной защиты и поддержки детей. Сложность и комплексность проблем современного детства обуславливает настоятельную потребность в расширении центров социальной поддержки.

Цель реабилитационных учреждений дать ребенку не просто ночлег, еду, тепло, но и помочь ему адаптироваться к жизни, окружающим людям и обществу в целом. Поэтому задачи этих учреждений многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социуме, выявление актуальных проблем, и кризисных ситуаций, приводящих к дезадаптированному состоянию молодежи; создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение их деятельности, взаимодействие со службами, организациями города и области по вопросам дезадаптации подростков с девиантным поведением. На практике люди часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья и соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники.

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть сущность социальных норм и отклонения от них - девиантное и деликвентное поведение, проанализировать причины этого поведения.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных психологов и дефектологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.М. Дульнева, В.В. Воронковой и зарубежных специалистов А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.

Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и педагогики. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях, Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ, инструктивно-методический материал.

Смотрите также:

Анализ отечественного и зарубежного опыта в рассмотрении проблемы выбора учащимися форм продолжения образования
Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации с 2007 учебного года ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор, предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной ...

Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова детей среднего дошкольного возраста отмечали многие исследователи. Они подчеркивали, что в этот период происходит становление монологической речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, А.В ...

Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru