Основные направления правовой, социально-психологической и психотерапевтической и реабилитации подростков-девиантов

Педагогика » Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации » Основные направления правовой, социально-психологической и психотерапевтической и реабилитации подростков-девиантов

Страница 2

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.

Комплексная медико-психологическая и социально-педагогическая программа профилактики девиантного поведения у подростков. В профилактической направленности выделяют три основных блока мероприятий с учетом деятельности ведущих структурных подразделений.

Школа (учителя, школьный психолог, социальный работник): динамический анализ поведения ребенка в школе с первого класса; выявление причин школьной незрелости в начальных классах школы. Определение коэффициента интеллектуальности. Определение дисфункциональных семей; формирование доверительных отношений с подростками и их родителями. Индивидуальный подбор школьной программы; обучение навыкам заботы и защиты, когда это по силам самому ребенку. Определение типа акцентуации характера у подростков указывает на слабые места личности и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, что в свою очередь открывает перспективы для психопрофилактики.

Работа с родителями подростка при их позитивном настрое: выделение фактора социальной уязвимости подростка из социопатических семей (низкий социально-экономический статус, бедность, безработица, распад семьи, заболевания родителей, статус беженцев). Организация социального образования в школе.

Детская поликлиника (участковый педиатр, медицинский психолог, психотерапевт): роль педиатров - в раннем выявлении детей, в анамнезе которых имеются факторы риска НПР; своевременное включение ребенка в программу раннего вмешательства, направление к реабилитологу, психотерапевту, психологу. Врачу-психотерапевту отводится роль коррекции поведения родителей; анализ внутрисемейных отношений, при необходимости включение в группу семейной психотерапии. Психокоррекционная работа с ребенком старше трех лет. Медицинский психолог осуществляет: психодиагностику отношений детей и родителей; выделение целей психотерапевтического воздействия; формирование установок родителей на активную реабилитацию ребенка; проведение индивидуального, группового и семейного консультирования; проведение первичной профилактики с беременными женщинами и их мужьями.

Таким образом, перспективным направлением деятельности психологов в педиатрии является их ориентация на решение задач реабилитации и психопрофилактики с использованием психодиагностических методик совместно с врачом-педиатром, невропатологом, психотерапевтом.

Несомненно, нельзя лечить болезнь не устранив ее причину. В случаях девиантных отклонений огромную роль играет профилактика - т.е. тесное взаимодействие и сотрудничество семьи, учебных заведений, социальных работников. Но как быть в отношении тех девиантов, которые уже стали алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают болезнями в форме сексуальных расстройств? Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, т.к. большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи.

Известно также, что советская, а затем и российская исправительно-трудовая система (тюрьмы, следственные изоляторы и колонии) имеет целью исправление и наказание осужденных. Но тюрьма не столько исправляет человека, сколько карает его.

Именно места лишения свободы являются основным рассадником гомосексуализма, школами в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Овладение двигательными действиями при дифференцированном подходе
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени. В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематиче ...

Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел ...

Задачи в истории математического образования в России
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью решения различных практических задач. Приходилось отыскивать способы их решения. Т.о., текстовые задачи изначально были «движущей силой» развития математики. Математические знания были связаны с практическими нуждами людей: летоисчислением, выч ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru