Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента

Педагогика » Формирование речевых умений у учащихся начальной школы на уроках истории » Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента

Страница 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента определили задачи формирующего этапа эксперимента.

Из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, на формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Разработать и провести 3 урока по обществознанию на темы:

· «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

· «Куликовская битва»

· «Говорящие» вещи и рукописи»

В 3 «А» – в традиционной системе, в 3 «Б» – в деятельностной системе.

2. В разработанных уроках поставить перед собой следующие цели:

· развивать умение учащихся полно отвечать на вопросы

· развивать умение учащихся четко и грамотно излагать свои мысли

· сформировать у учащихся представление о таких понятиях, как:

Куликовская битва, летопись, киноварь, рукопись, Кремль, первопечатники, пергамен и др.

Формирующий этап эксперимента заключался в следующем:

Работа проводилась по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс.

Внимание решению речевых задач уделялось на всех этапах урока.

В 3 «Б» классе проводилась работа с использованием деятельностной технологии.

Было проведено 3 урока на те же темы, что и в 3 «А» классе.

Учащиеся было одновременно интересно и трудно, так как с таким видом урока сталкиваются не часто.

На всех трех уроках ребята сами определяли тему урока и ставили перед собой задачи, с которыми необходимо будет справиться к концу урока, то есть учителем создавалась ситуация затруднения.

Рассмотрим наиболее подробно

урок по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

, проведенный в 3 «Б» классе в технологии деятельностного метода:

На этапе урока самоопределение к деятельности

мы заинтересовали детей дальнейшим проведением урока. Ребята не знали, кто изобрел азбуку, и им стало интересно узнать об этих людях. У детей появилась мотивация в обучении, они узнали над чем они будут работать в течение урока. Это в свою очередь активировало их речевую активность.

На следующем этапе урока актуализация знаний и мотивация,

ребята вспомнили, что они проходили на прошлом уроке. С целью развития речевых умений, а в частности для развития полноты ответа и умения обосновать свою точку зрения последним был задан вопрос: «В чем важность открытия берестяных грамот?». Ребятами были даны множество интересных и грамотных ответов, например: «благодаря таким грамотам, современные люди могут многое узнать о жизни наших предков». Также ребята связали этот вопрос с темой данного урока и сказали, что появление берестяных грамот подтолкнуло к появлению азбуки.

На этапе постановка учебной задачи и выявление места затруднения

ребята выяснили, что они не знают, кто изобрел азбуку, как это происходило и когда. Опираясь на это дети сформулировали задачи урока:

· Узнать как и когда появилась первая азбука

· Узнать о создателях первой азбуки

· Узнать о ситуации на Руси того периода

С помощью наводящих вопросов учителя и использовании учебника ребята сформулировали тему урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

На следующем этапе урока «открытие» детьми нового знанияс целью развития речевых умений, таких как умение полно ответить на вопросы, обосновать свою точку зрения, умение работать с понятиями и др. учителем было использовано множество различных приемов, например:

1) работа с учебником – при котором дети по цепочке читали в слух, а другие дети слушали и проговаривали про себя, что развивает речевые умения

2) рассказ учителя – при котором дети внимательно слушали, задавали вопросы и делились собственным мнением, что развивает полноту ответа, а также ребенок выполняет такие психические действия как анализ, синтез, обобщение.

3) самостоятельная работа с учебником – при котором дети работают самостоятельно, в своем темпе, так как он привык. Затем учителем задаются вопросы на проверку осознанности чтения.

4) работа с раздаточным материалом – учитель раздают детям дополнительный материал, по которому дети работают в парах. Этот прием хорошо развивает не только речевые умения, но и коммуникативность и дружелюбность детей, умение работать в коллективе.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Общие положения методики развития речи на уроках русского языка
Речь человека – один из важнейших показателей уровня его культуры и общей грамотности. В круг основных задач современной российской школы входит научить учащихся правильному, точному, свободному от излишеств языку. Также школа должна прививать умение мыслить логично и объективно, и основным средств ...

Психологические особенности школьников на среднем этапе обучения
Как уже отмечалось, между учащимися младшего подросткового возраста (10—11лет) и подростками (12—15 лет) много общего, но имеются и существенные различия, начиная с 7-го класса у них проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. ...

Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игровые методы для развития речи, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru