Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента

Педагогика » Формирование речевых умений у учащихся начальной школы на уроках истории » Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента

Страница 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента определили задачи формирующего этапа эксперимента.

Из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, на формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Разработать и провести 3 урока по обществознанию на темы:

· «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

· «Куликовская битва»

· «Говорящие» вещи и рукописи»

В 3 «А» – в традиционной системе, в 3 «Б» – в деятельностной системе.

2. В разработанных уроках поставить перед собой следующие цели:

· развивать умение учащихся полно отвечать на вопросы

· развивать умение учащихся четко и грамотно излагать свои мысли

· сформировать у учащихся представление о таких понятиях, как:

Куликовская битва, летопись, киноварь, рукопись, Кремль, первопечатники, пергамен и др.

Формирующий этап эксперимента заключался в следующем:

Работа проводилась по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс.

Внимание решению речевых задач уделялось на всех этапах урока.

В 3 «Б» классе проводилась работа с использованием деятельностной технологии.

Было проведено 3 урока на те же темы, что и в 3 «А» классе.

Учащиеся было одновременно интересно и трудно, так как с таким видом урока сталкиваются не часто.

На всех трех уроках ребята сами определяли тему урока и ставили перед собой задачи, с которыми необходимо будет справиться к концу урока, то есть учителем создавалась ситуация затруднения.

Рассмотрим наиболее подробно

урок по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

, проведенный в 3 «Б» классе в технологии деятельностного метода:

На этапе урока самоопределение к деятельности

мы заинтересовали детей дальнейшим проведением урока. Ребята не знали, кто изобрел азбуку, и им стало интересно узнать об этих людях. У детей появилась мотивация в обучении, они узнали над чем они будут работать в течение урока. Это в свою очередь активировало их речевую активность.

На следующем этапе урока актуализация знаний и мотивация,

ребята вспомнили, что они проходили на прошлом уроке. С целью развития речевых умений, а в частности для развития полноты ответа и умения обосновать свою точку зрения последним был задан вопрос: «В чем важность открытия берестяных грамот?». Ребятами были даны множество интересных и грамотных ответов, например: «благодаря таким грамотам, современные люди могут многое узнать о жизни наших предков». Также ребята связали этот вопрос с темой данного урока и сказали, что появление берестяных грамот подтолкнуло к появлению азбуки.

На этапе постановка учебной задачи и выявление места затруднения

ребята выяснили, что они не знают, кто изобрел азбуку, как это происходило и когда. Опираясь на это дети сформулировали задачи урока:

· Узнать как и когда появилась первая азбука

· Узнать о создателях первой азбуки

· Узнать о ситуации на Руси того периода

С помощью наводящих вопросов учителя и использовании учебника ребята сформулировали тему урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

На следующем этапе урока «открытие» детьми нового знанияс целью развития речевых умений, таких как умение полно ответить на вопросы, обосновать свою точку зрения, умение работать с понятиями и др. учителем было использовано множество различных приемов, например:

1) работа с учебником – при котором дети по цепочке читали в слух, а другие дети слушали и проговаривали про себя, что развивает речевые умения

2) рассказ учителя – при котором дети внимательно слушали, задавали вопросы и делились собственным мнением, что развивает полноту ответа, а также ребенок выполняет такие психические действия как анализ, синтез, обобщение.

3) самостоятельная работа с учебником – при котором дети работают самостоятельно, в своем темпе, так как он привык. Затем учителем задаются вопросы на проверку осознанности чтения.

4) работа с раздаточным материалом – учитель раздают детям дополнительный материал, по которому дети работают в парах. Этот прием хорошо развивает не только речевые умения, но и коммуникативность и дружелюбность детей, умение работать в коллективе.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...

Анализ структуры и содержания обучения учащихся I – IV классов технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов
Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изучение технологии я ...

Веселые уроки для самых маленьких. Хорошие манеры, вежливые слова
«Веселые уроки» - это занимательное обучение детей правилам поведения. Малыш познакомится с забавными домовятами и услышит десяток поучительных историй о том, как важно быть воспитанным и вежливым, слушаться родителей и не обижать друзей, быть внимательным на дороге и с незнакомыми людьми. Герои от ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru