Структура и содержание «Великой дидактики»

Педагогика » Педагогические мысли и школа в период раннего капитализма » Структура и содержание «Великой дидактики»

Страница 1

Вместе с тем, уже в своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике» (1657 г.), Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации. Он делит жизнь подрастающего поколения, которую называет весной человечества, на четыре шестилетних периода.

Это детство - от рождения до 6 лет. И характеризуется оно физическим ростом и развитием органов чувств.

Отрочество - от 6 до 12 лет. Здесь главное - развитие памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой.

Юность - от 12 до 18 лет, когда особое значение имеет развитие понимания и суждения, т.е. фактически развитие ума.

Возмужалость - от 18 до 24 лет. И здесь главное - развитие воли, фактически способность управлять собой, сохранять гармонию.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Учитывая природные особенности детей необходимо дать начальные представления об окружающей природе и действительности. Это период приучения ребенка к хозяйству и труду. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Эта школа предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Здесь изучаются «семь свободных искусств», добавляются физика, география, история, языки. Шесть последовательных классов носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия. Здесь предусматривается открыть обычные для того времени факультеты: богословский, юридический и медицинский.

Будучи человеком, глубоко религиозным, Я.А. Коменский раскрыл цель воспитания в довольно компромиссной форме: человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в земном существовании он должен быть разумным созданием. Истинные требования, предъявляемые к человеку, заключатся в том, чтобы он был: знающим все вещи, владыкою всех вещей и самого себя, чтобы он себя и все возводил к Богу – источнику всех вещей. Фактически, можно выделит три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание).

Неоценима роль Я.А. Коменского в разработке проблемы принципов обучения. Сам он не пользовался понятием «принципы дидактики», но если считать принципами существенные положения, определяющие наиболее общие подходы к достижению целей обучения, то правомерно говорить о разработке им дидактических принципов. Я.А. Коменский достаточно всесторонне обосновал принцип наглядности. Им сформулировано золотое правило наглядности: «…все, что только можно, необходимо предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия - зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания». Познание начинается с ощущения, подчеркивает Я.А. Коменский. Особый интерес в данном ракурсе представляет учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1650 г.).

С принципом наглядности тесно связан принцип легкости обучения, который обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться. Легкость обучения фактически интегрирует доступность, посильность обучения, учет особенностей возраста.

Большое значение Я.А. Коменский придавал прочности знаний, связывая достижения этой цели с систематичностью и последовательностью в изложении учебного материала как переходом от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному. Он утверждал, что надо закладывать знания прочно, не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усваивали преподаваемое им.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и сози ...

Структура, направления, виды и формы социально-педагогической деятельности
Структуру и содержание социально-педагогической деятельности рассматривают авторы многочисленных учебников и различных учебных пособий по социальной педагогике, однако каждый из авторов рассматривает ее с разных сторон, и единого понимания этого явления пока не достигнуто. Особые противоречия встре ...

Типы курсов профильного обучения
В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru