Структура и содержание «Великой дидактики»

Педагогика » Педагогические мысли и школа в период раннего капитализма » Структура и содержание «Великой дидактики»

Страница 1

Вместе с тем, уже в своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике» (1657 г.), Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации. Он делит жизнь подрастающего поколения, которую называет весной человечества, на четыре шестилетних периода.

Это детство - от рождения до 6 лет. И характеризуется оно физическим ростом и развитием органов чувств.

Отрочество - от 6 до 12 лет. Здесь главное - развитие памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой.

Юность - от 12 до 18 лет, когда особое значение имеет развитие понимания и суждения, т.е. фактически развитие ума.

Возмужалость - от 18 до 24 лет. И здесь главное - развитие воли, фактически способность управлять собой, сохранять гармонию.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Учитывая природные особенности детей необходимо дать начальные представления об окружающей природе и действительности. Это период приучения ребенка к хозяйству и труду. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Эта школа предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Здесь изучаются «семь свободных искусств», добавляются физика, география, история, языки. Шесть последовательных классов носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия. Здесь предусматривается открыть обычные для того времени факультеты: богословский, юридический и медицинский.

Будучи человеком, глубоко религиозным, Я.А. Коменский раскрыл цель воспитания в довольно компромиссной форме: человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в земном существовании он должен быть разумным созданием. Истинные требования, предъявляемые к человеку, заключатся в том, чтобы он был: знающим все вещи, владыкою всех вещей и самого себя, чтобы он себя и все возводил к Богу – источнику всех вещей. Фактически, можно выделит три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание).

Неоценима роль Я.А. Коменского в разработке проблемы принципов обучения. Сам он не пользовался понятием «принципы дидактики», но если считать принципами существенные положения, определяющие наиболее общие подходы к достижению целей обучения, то правомерно говорить о разработке им дидактических принципов. Я.А. Коменский достаточно всесторонне обосновал принцип наглядности. Им сформулировано золотое правило наглядности: «…все, что только можно, необходимо предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия - зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания». Познание начинается с ощущения, подчеркивает Я.А. Коменский. Особый интерес в данном ракурсе представляет учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1650 г.).

С принципом наглядности тесно связан принцип легкости обучения, который обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться. Легкость обучения фактически интегрирует доступность, посильность обучения, учет особенностей возраста.

Большое значение Я.А. Коменский придавал прочности знаний, связывая достижения этой цели с систематичностью и последовательностью в изложении учебного материала как переходом от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному. Он утверждал, что надо закладывать знания прочно, не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усваивали преподаваемое им.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Методика проведения народных подвижных игр
Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижны ...

Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников
Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начи ...

Опытно – экспериментальная работа по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников тотемского детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению
Цель: изучение социально-педагогической деятельности по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению, осуществляемую в МОУ «Тотемский детский дом» Задачи: 1) Выявить контингент детей из воспитанников детского дома, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru