В настоящее время в красноярском лицее №1 под руководством кафедры общей педагогики КрасГУ реализуется проект "Школа социальной деятельности подростка", направленный на разработку и апробацию новой образовательной технологии продуктивного обучения, обеспечивающей решения большого спектра задач.
Основные идеи проекта:
Выделение внутри каждого предмета обязательного минимума знаний, умений, общеучебных навыков, в соответствии со стандартами.
Выделение сфер возможных межпредметных связей.
Формулирование проблем, задач в межпредметном пространстве для коллективного творческого овладения учащимися.
На основе анализа образовательных стандартов по отдельным предметам производится конструирование образовательно-деятельностных блоков, сочетающих возможность различных типов деятельности ребенка (учебной, исследовательской, социальной, практико-ориентированной и т.п.), с изучением и освоением материала по разным предметам школьного обучения.
Реализация коллективных творческих проектов группами учащихся под руководством и при содействии педагогов - предметников и тьюторов; при этом реализуется принцип свободного выбора темы (направления).
Предметная, интеллектуальная и социальная рефлексия деятельности, фиксация сформированных знаний, умений, "точек развития", а также затруднений и проблем деятельности.
Перенос сформированных способностей в сферу социально значимой, деятельности.
Планирование учебного года как вариативной системы реализации таких блоков с учетом индивидуальной образовательной траектории каждого ученика и полноты изучения обязательного учебного материала.
Проживание и реализация последовательности таких блоков (продолжительность каждого из них - 1-4 недели) По окончании программы блока проводится обязательная "остановка", рефлексия, фиксация и закрепление реальных знаний, умений, навыков, способностей, сформированных у каждого ребенка в процессе этой работы, а также прохождение учебной программы по различным предметам.
Публичное подведение итогов проживания блока в виде научной конференции, праздника и т.п.
Наряду с этим продолжается классический образовательный процесс по тем предметам и темам, для которых не удалось построить адекватных творческих задач.
Целью проекта "Школа социальной деятельности" является создание условий для эффективного решения задач развития в подростковом возрасте:
В результате реализации проекта происходят изменения и в социальной деятельности и в социальной компетентности ребенка, у него происходит формирование новых, общеучебных способностей, происходят позитивные изменения в личностной и социальной сферах:
На основе знаний и собственного опыта, полученного в ходе проживания блока, у ребенка формируется представление о реальных проблемах, формируется мотивация на решение этих проблем.
У детей формируются новые, важные для условий современной жизни умения: публично выступать и вести дискуссию, делать выбор, планировать и организовывать не только собственную деятельность, но и деятельность группы ребят.
Необходимость решения реальных проблем побуждает ребят к созданию объединений, организаций, к информационно-просветительской работе, к пониманию и осознанию своих прав, возможностей и ограничений. Это становится источником для формирования правового пространства школы, и формирование правового сознания в целом
Современные инновационные технологии
В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уров ...
Анализ программы по ознакомлению с предметами и явлениями
окружающей действительности, развитию осязания для слабовидящих детей
В 1999 году вышла “Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа)”, “Программы детского сада”, “Коррекционная работа в детском саду”под редакцией Л.И. Плаксиной Министерство общего и профессионального образования Росс ...
Структура и содержания образования
Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формир ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.