Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Современное образование должно дать человеку новые возможности, потому что развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, умением поиска информации и работы с нею; личная ответственность, способность к смене видов деятельности, адаптивность - вот что ценится в наше время.

Для решения этих задач Правительством Российской Федерации в 2002 году утверждена "Концепция модернизации российского образования", в которой определена необходимость перехода старшей школы с 2005 года на профильное обучение, суть которого заключается в следующем:

ориентация на индивидуальные образовательные траектории;

учёт интересов, склонностей и способностей учащегося;

реализация профессиональных интересов и намерений учащихся.

Исходя из этого, каждый выпускник основной школы должен совершить выбор, подразумевающий предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности, который ляжет в основу его дальнейшей образовательной траектории, будет связан с будущей профессиональной деятельностью, с выбором образа жизни.

Но, как правило, ребенок к этому выбору не готов, поскольку:

предпрофильная подготовка учащийся обучение

Недостаточно развиты качества, необходимые для совершения выбора: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору и т.д.

Отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в различных специалистах и т.д.

В Концепции профильного обучения предусмотрена система предпрофильной подготовки, основная цель которой - подготовить ученика к осознанному выбору профилирующего направления своей деятельности.

И даже несмотря на декларирование предпрофильной подготовки "как комплексной подготовки к жизненно важному выбору" подростков, в реальной модели организации этой подготовки мы видим лишь возможности для знакомства учащихся с существующем спектром профессий, а также приобретения еще большего объема знаний по предметам. Но целенаправленного формирования умений связанных с ответственным выбором мы здесь не наблюдаем, что не приводит к настоящей готовности школьников к выбору профиля. Предпрофильное обучение по сути своей сегодня представляет облегченную версию профильного обучения, в котором процедура пробы и выбора явно не представлена - и это главная проблема.

Поэтому большую важность приобретает задача подготовить выпускников основной школы к осуществлению этого ответственного выбора, - выбора профиля обучения.

Следовательно, необходимо понять как возможно настоящее самоопределение подростков, и за счет каких методов и средств мы можем достигнуть настоящих целей предпрофильной подготовки.

Поэтому нами была выдвинута гипотеза о возможностях метода проектов, как одного из эффективных средств решения задач предпрофильной подготовки, в частности формирования способности к осознанному выбору.

Целью данной работы является:

Рассмотреть возможности проектной деятельности точки зрения решения задач предпрофильной подготовки и как средства формирования умений, необходимых подростку для совершения выбора при переходе в старшую школу.

Объектом работы является проектная деятельность учащихся средней школы.

Предметом работы являются новые умения и качества подростка, появляющиеся в результате применения метода проектов.

Задачами работы являются:

1. Изучить особенности подросткового возраста,

2. Рассмотреть основные цели и задачи предпрофильной подготовки,

3. Теоретически изучить возможности формирования умений, необходимых подростку для выбора профиля обучения, с помощью метода проектов,

4. Определить основные составляющие состояния готовности учащегося к осознанному выбору профиля при переходе в старшую школу,

5. Провести экспериментальную проверку гипотезы, подвести итоги и сделать выводы

Методы исследования:

анализ литературы

анкетирование

включенное наблюдение

интервьюирование

формирующий эксперимент проводился на базе лицея №1 г. Красноярска.

Смотрите также:

Третий этап в математике конечных количеств
Последовательность конечных количеств отражает два изменения: изменение величины конечного количества при переходе от одного члена последовательности к другому; изменение величины связи между двумя конечными количествами, осуществляемое при таком переходе. В возрасте ребенка до 3 лет такое движение ...

Память как основа психической деятельности человека
Наша память основана на ассоциациях - связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании. "Память - это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал ...

Особенности сочинения как формы работы на уроках русского языка
Среди других видов работы по русскому языку сочинение занимает исключительно важное место. Именно в процессе создания сочинения ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать мировосприятие и очертить круг интересующих его проблем. Этот вид работы позволяет обнаружить как ур ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru