Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Современное образование должно дать человеку новые возможности, потому что развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, умением поиска информации и работы с нею; личная ответственность, способность к смене видов деятельности, адаптивность - вот что ценится в наше время.

Для решения этих задач Правительством Российской Федерации в 2002 году утверждена "Концепция модернизации российского образования", в которой определена необходимость перехода старшей школы с 2005 года на профильное обучение, суть которого заключается в следующем:

ориентация на индивидуальные образовательные траектории;

учёт интересов, склонностей и способностей учащегося;

реализация профессиональных интересов и намерений учащихся.

Исходя из этого, каждый выпускник основной школы должен совершить выбор, подразумевающий предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности, который ляжет в основу его дальнейшей образовательной траектории, будет связан с будущей профессиональной деятельностью, с выбором образа жизни.

Но, как правило, ребенок к этому выбору не готов, поскольку:

предпрофильная подготовка учащийся обучение

Недостаточно развиты качества, необходимые для совершения выбора: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору и т.д.

Отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в различных специалистах и т.д.

В Концепции профильного обучения предусмотрена система предпрофильной подготовки, основная цель которой - подготовить ученика к осознанному выбору профилирующего направления своей деятельности.

И даже несмотря на декларирование предпрофильной подготовки "как комплексной подготовки к жизненно важному выбору" подростков, в реальной модели организации этой подготовки мы видим лишь возможности для знакомства учащихся с существующем спектром профессий, а также приобретения еще большего объема знаний по предметам. Но целенаправленного формирования умений связанных с ответственным выбором мы здесь не наблюдаем, что не приводит к настоящей готовности школьников к выбору профиля. Предпрофильное обучение по сути своей сегодня представляет облегченную версию профильного обучения, в котором процедура пробы и выбора явно не представлена - и это главная проблема.

Поэтому большую важность приобретает задача подготовить выпускников основной школы к осуществлению этого ответственного выбора, - выбора профиля обучения.

Следовательно, необходимо понять как возможно настоящее самоопределение подростков, и за счет каких методов и средств мы можем достигнуть настоящих целей предпрофильной подготовки.

Поэтому нами была выдвинута гипотеза о возможностях метода проектов, как одного из эффективных средств решения задач предпрофильной подготовки, в частности формирования способности к осознанному выбору.

Целью данной работы является:

Рассмотреть возможности проектной деятельности точки зрения решения задач предпрофильной подготовки и как средства формирования умений, необходимых подростку для совершения выбора при переходе в старшую школу.

Объектом работы является проектная деятельность учащихся средней школы.

Предметом работы являются новые умения и качества подростка, появляющиеся в результате применения метода проектов.

Задачами работы являются:

1. Изучить особенности подросткового возраста,

2. Рассмотреть основные цели и задачи предпрофильной подготовки,

3. Теоретически изучить возможности формирования умений, необходимых подростку для выбора профиля обучения, с помощью метода проектов,

4. Определить основные составляющие состояния готовности учащегося к осознанному выбору профиля при переходе в старшую школу,

5. Провести экспериментальную проверку гипотезы, подвести итоги и сделать выводы

Методы исследования:

анализ литературы

анкетирование

включенное наблюдение

интервьюирование

формирующий эксперимент проводился на базе лицея №1 г. Красноярска.

Смотрите также:

Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел ...

Школа как социальный институт
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя: 1) развитие интеллекта; 2) ра ...

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста
По мнению современных ученых, социализация признается как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобрет ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru