Метод проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Метод проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки

Страница 1

Проектная деятельность не является принципиально новой технологией в педагогической практике. Она возникла еще в начале ХХ столетия в США. Ее называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Метод проектов был разработан ими с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.

В общем виде их главные идеи состояли в следующем:

с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

деятельность строится не в русле учебного предмета;

опора на сиюминутные увлечения детей;

истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Русских же педагогов метод проектов заинтересовал еще в начале ХХ века, практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

С тех пор метод проектов претерпел значительные изменения.

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Этапы организации проектной деятельности учащихся:

1. Постановка перед учащимися проблемы для ее учебного исследования

2. Составление карты (или иной формы) исследования проблемы

3. Учебное исследование (индивидуальное, групповое) проблемы

4. Предъявление материала и его обсуждение

5. Постановка новых опросов (детализация и конкретизация), требующих дальнейшего изучения проблемы

6. Формирование группы (групп) для проектной деятельности

7. Формулировка темы проекта и целеполагание исследовательской деятельности

8. Изучение литературы и выбор методов исследования для реализации поставленных задач

9. Выполнение исследовательского проекта

10. Анализ результатов и составление отчета о проделанной работе

11. Предъявление результатов исследования (презентация)

Ранее мы теоретически выдвинули гипотезу о том, что обучение по методу проектов может являться средством для подготовки учащихся к предстоящему самоопределению, выбору профиля и, собственно решить те задачи предпрофильной подготовки, которые нами были выделены ранее. Поэтому мы рассмотрим модель метода проектов и выделим то главное, те его особенности, которые и отвечают этим задачам, тем самым подтвердив, или опровергнув нашу гипотезу.

Во-первых, использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Изучение химии на профильном уровне
На профильном уровне химия изучается 3 часа в неделю в соответствии со стандартом и примерной программой. Примерная программа по органической химии на профильном уровне. Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение сист ...

Понятие и сущность процесса объяснения
Объяснение – одна из важнейших педагогической науки в целом. Объяснение используется и в повседневном языке, чтобы объяснить какое-либо явление означает сделать его ясным, понятным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали различные системы, объясняющие события повседневной ж ...

Воспитание и формирование личности
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в отдельных случаях воспитание традиционно определяется как специально организуемое педагогическое воздействие ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru