Метод проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Метод проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки

Страница 2

Педагог переориентирует всю учебно-воспитательную работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового и творческого плана.

Он так же должен уметь организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом, генерировать новые идеи.

При работе над проектом педагог создает особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания "палки" - двойки, "неуда" на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от них. Здесь ученик испытывает радость от преодоления трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие или разработанный и защищенный проект.

Учитель помогает учащимся двигаться в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате этого они должны самостоятельно, но совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей научной и практической деятельности, получить реальный и ощутимый результат.

Этот процесс решения поставленной проблемы и является основой проектной деятельности, задача которой состоит в том, чтобы стимулировать интерес ребят к разрешению постоянно возникающих проблем, имеющих место в реальной жизни. Через нее развивается много умений. Во-первых, это умение учащихся практически использовать полученные знания. Во-вторых, творческое мышление в различных областях деятельности. И, в-третьих, умение завершать работу реальным результатом, оформленным тем или иным образом, который можно увидеть, осмыслить, применить в определенной жизненной ситуации, а также умение совершать выбор среди множества возможностей и т.д.

Педагог, таким образом, ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие.

Самоопределенческая - способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;

Коммуникативная - способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;

Имитационного моделирования (игровая) - способность решать жизненно важные проблемы;

Проблемно-поисковая - способность решать проблемы и проблемные ситуации;

Деятельностная - способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;

Рефлексивная - способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

Для учащихся необходимым условием для выполнения проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении.

Также надо знать и владеть основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения). Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте.

В возрасте около 14 лет наступает период, называемый психологами "проектирование будущего". Единственным предметом, где такие размышления могут перейти из разряда "мечтаний" в разряд целеполагания, является образование. Поэтому в это время важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому помимо "академического настоящего" у старшеклассника должен появиться опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. Поэтому проектную деятельность учащегося в этот период можно рассматривать как социальные практики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Семья как специфическая педагогическая система: сущность, особенности развития
Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них – семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные орг ...

Виды, особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребно ...

Компенсаторная роль осязания при зрительном восприятии изображений предметов
При неполноценном зрительном восприятии нужна постоянная опора на осязательное и слуховое восприятие. Совместная работа неполноценного зрительного анализатора с кожным и двигательным анализаторами обеспечивает более высокий эффект при восприятии изображений. Большинство детей начинают анализ с расс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru