Метод проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Метод проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки

Страница 2

Педагог переориентирует всю учебно-воспитательную работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового и творческого плана.

Он так же должен уметь организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом, генерировать новые идеи.

При работе над проектом педагог создает особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания "палки" - двойки, "неуда" на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от них. Здесь ученик испытывает радость от преодоления трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие или разработанный и защищенный проект.

Учитель помогает учащимся двигаться в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате этого они должны самостоятельно, но совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей научной и практической деятельности, получить реальный и ощутимый результат.

Этот процесс решения поставленной проблемы и является основой проектной деятельности, задача которой состоит в том, чтобы стимулировать интерес ребят к разрешению постоянно возникающих проблем, имеющих место в реальной жизни. Через нее развивается много умений. Во-первых, это умение учащихся практически использовать полученные знания. Во-вторых, творческое мышление в различных областях деятельности. И, в-третьих, умение завершать работу реальным результатом, оформленным тем или иным образом, который можно увидеть, осмыслить, применить в определенной жизненной ситуации, а также умение совершать выбор среди множества возможностей и т.д.

Педагог, таким образом, ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие.

Самоопределенческая - способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;

Коммуникативная - способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;

Имитационного моделирования (игровая) - способность решать жизненно важные проблемы;

Проблемно-поисковая - способность решать проблемы и проблемные ситуации;

Деятельностная - способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;

Рефлексивная - способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

Для учащихся необходимым условием для выполнения проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении.

Также надо знать и владеть основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения). Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте.

В возрасте около 14 лет наступает период, называемый психологами "проектирование будущего". Единственным предметом, где такие размышления могут перейти из разряда "мечтаний" в разряд целеполагания, является образование. Поэтому в это время важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому помимо "академического настоящего" у старшеклассника должен появиться опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. Поэтому проектную деятельность учащегося в этот период можно рассматривать как социальные практики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей
На современном этапе развития тифло – психолого-педагогической науки весьма важным является исследование, которое отражает не только содержание и методы психолого-педагогического воздействия, но и рассматривает его связи с лечебно – воспитательной работой. В работах ряда авторов л.и. Медведь (1976) ...

Разработка методического обеспечения дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплины «Рисунок»
Понятие «Рисунок» как учебный предмет возникло во второй половине XVI века в результате появление целого ряда портретных образов исторических деятелей, что свидетельствует о значительных достижениях русского искусства XVI века. Во 2-й пол. XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные ...

Дидактическая игра как метод словарной работы дошкольников
Дидактические игры являются одним из методов активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую долже ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru