обучение в действии;
наличие большого разнообразия и количества предлагаемых направлений деятельности;
предоставление учащемуся свободы выбора того или иного вида деятельности;
самостоятельная учебная деятельность;
побуждать к наблюдению и экспериментированию;
чередование индивидуальной и групповой работы;
позиция учителя - консультант, помощник;
наличие процедуры проб и выбора.
Наличие таких составляющих в проектной деятельности позволяет учащемуся к окончанию основной школы определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории. Подросток может попробовать себя, во-первых, в различных видах деятельности; во-вторых, в различных социальных ролях; в-третьих, в коллективной работе с другими людьми; а так же он получит опыт совершения ответственного выбора. При совершении ошибочных действий подросток сможет ощутить свои дефициты, а так же свои возможности, что поможет ему при построении дальнейшей образовательной траектории.
Итак, при реализации метода проектов, по мнению зарубежных ученых, учащиеся приобретают:
1. Умения, связанные с развитием интереса:
анализировать свои интересы;
определять новые интересы на основе развития прежних:
сопоставлять свои возможности и интересы;
отстаивать свои интересы.
2. Умение находить практические, интересные виды деятельности:
умение определить для себя познавательные виды деятельности;
умение задавать вопросы по интересующим видам деятельности.
3. Умение выбрать практический вид деятельности для себя:
подыскать потенциальные места практики;
исследовать их.
найти ответы на все интересующие вопросы о месте практики;
сделать обоснованный выбор места практики.
4. Умения исследовать условия практической деятельности:
подмечать, формулировать и связывать практическую деятельность и условия, в которых она осуществляется;
обсуждать практическую деятельность;
находить возможности практической деятельности.
5. Умение подготовиться к деятельности на практике:
определить и обозначить свою работу на практике в контексте собственных интересов;
четко определить цели своей деятельности;
определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике;
6. Умение осуществить деятельность на практике:
планировать свою практическую деятельность;
целенаправленно осуществлять свою деятельность;
находить ее плюсы и минусы.
7. Умение оценить результаты практики:
уметь представить результаты практической деятельности;
уметь оценить результаты исходя из первоначальных целей.
Умение делать выводы из результатов практической деятельности:
ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта;
объяснить как положительные, так и отрицательные результаты;
оценить и изменить свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности.
8. Умение установить личностное отношение к практической деятельности:
осознать, оценить и принять во внимание значение практической деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте и для выбора профессии.
9. Умение установить общественную ценность практической деятельности:
осознать, оценить и принять во внимание значение деятельности для общества в целом.
10. Умение установить культурную ценность профессии:
осознать, оценить и принять во внимание культурные аспекты практической деятельности.
11. Умение установить профессиональную ценность практической деятельности:
осознать и принять во внимание профессиональный аспект практической деятельности.
Ниже мы соотнесем компетентности (умения), наличие которых, по мнению исследователей, можно считать показателями психологической зрелости и готовности к переходу в старшую или профессиональную школу и выше представленные умения, формирующиеся, по мнению зарубежных ученых, в проектной деятельности у подростков:
Изучение уровня культуры общения детей
Целью констатирующего этапа нашего исследования является изучение уровня культуры общения детей старшего дошкольного возраста для выявления причин, вызывающих затруднения в общении. Задачи исследования: I. Изучение уровня культуры общения дошкольников с помощью методики КОС-1. II. Изучение личностн ...
Классификация игр
1. Игры, направленные на развитие сенсорики - Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д. - Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори», «Палочки» - Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что .», «Путаница» 2. Игры, способству ...
Вопросы и примеры задач на закрепление понятия массы
Вопросы по изучению темы "Масса тела. Единицы массы " в 6 классе. 1. Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен. (Ответ: Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощь ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.