Анализ каллиграфических ошибок в почерке школьников

Педагогика » Обучение младших школьников чистописанию » Анализ каллиграфических ошибок в почерке школьников

Страница 1

К каллиграфическим ошибкам относятся следующие:

1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

3) наблюдается разноправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

4) не соблюдается расположение букв по линиям строки, то есть не держится линейность на письме;

5) не выдерживается нужная высота буквы (слишком крупно или слишком мелко);

6) обнаруживается ломанность, вычурность письма;

7) имеет место угловатость, «заборность» письма;

8) не соблюдается связность букв при письме;

9) полная неразборчивость, «каша».

Указанные ошибки являются следствием несформированности правильного графического навыка.

Классификация каллиграфических ошибок всегда может помочь учителю проанализировать письмо своих учеников, выявить существенные недочеты и выработать тактику корректировки почерка.

Формирование графического навыка протекает успешно в том случае, если при этом задействованы все стороны психики ребенка, если он испытывает успех, если не боится предстоящей ему деятельности.

Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Согласно требованиям программы занятия по чистописанию проводятся по 6-8 минут ежедневно на уроках русского языка. К уроку обязательны: таблица «Сиди правильно при письме», плакат рукописного текста (алфавит), демонстрационные карточки печатных и письменных букв. Виды работ записываются на доске красивым каллиграфическим почерком. Отрабатываемые соединения в словах и предложениях записываются цветными мелками.

Если текст работы способствует подведению к изучению нового, то урок начинается с минуты чистописания, если закреплению, то после объяснения или как небольшую самостоятельную работу.

Желательно работу начинать с предварительных упражнений, которые развивают глазомер, плавность и безотрывность письма. Предлагается детям посмотреть внимательно на группу элементов и их соединения. Обращается внимание на высоту, ширину, наклон букв. При письме мелом на доске кисть руки всегда закрывает часть написанного. Для того, чтобы дети яснее увидели и хорошо запомнили, какие движения ручкой они должны совершать при письме, то написанное лучше обводить указкой, при этом необходимо нацелить детей на нужность внимательного слежения за действиями учителя. Затем пояснить, что такие движения учащиеся должны выполнять при работе в тетради, акцентируется внимание на безотрывность письма. Затем учащиеся поднимают ручку верх и прописывают движения в воздухе. Это же упражнение выполняется повторно под счет в убыстренном темпе. Можно вызвать одного ученика к доске, он обводит указкой по написанному, а остальные внимательно следят за его движениями. И если ученик допускает ошибку, дети указывают на нее, объясняют, как правильно написать. После объяснения учащиеся пишут одну группу элементов без счета, не торопясь, вторую – под счет, третью – считают сами (шепотом), четвертую – под счет вслух (считает ученик), строку дописывают самостоятельно. На второй строке записывается буква, ее соединения с соседними буквами и слова с непроверяемым написанием. Упражнения в письме сложных букв включаются в работу как можно чаще. При проверке тетрадей обязательно нужно подчеркнуть неправильные соединения, буквы неправильной формы, прописать их на полях или на строке. Работа по чистописанию тесно связаны с содержанием работы по русскому языку. Перед записью слов можно проводить следующую устную работу: звуко-буквенный анализ слова, называние слов, которые нельзя перенести, разбор по составу одного слова, составление предложения со словом и т.д. Если слова для отработки письма буквы и ее соединений уже брались для запоминания, то можно их написать с пропущенной безударной гласной.

Работу над каллиграфией можно включать и в другие моменты урока. Так, например, перед списыванием текста из учебника выписываются на доске трудные соединения. В течение всего урока учитель обязательно следит за посадкой ребят, положением тетради, ручки.

Игровые моменты на уроках чистописания

I. – Послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»:

…Одеяло убежало,

Улетела простыня,

- Кто же пришел к нам в гости? (Мойдодыр)

- Кто написал сказку?

- Как вы думаете, почему у Мойдодыра грозный вид?

- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы Мойдодыр стал добрым? (постараться писать красиво и грамотно)

II. – Понравилась ли вам сказка про Золушку?

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Стекольное производство
Сырьем в стекольном производстве служат кремнезем SiO2 и силикаты щелочных и щелочноземельных металлов. Состав стекла в общем виде может быть представлен формулой: xЭ2О ∙уЭО ∙z SiO2, где Э2О - окисел щелочного металла (Na2O, K2O, Li2O и др.); ЭО - окисел щелочноземельного металла (СаО, ...

Система работы по формированию ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи
У детей младшего дошкольного возраста диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологическо ...

Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки
В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru