На рубеже двух тысячелетий в мировой и отечественной педагогической культуре развивается гуманистически ориентированное научно-педагогическое сознание, которое направляет современное образование на обновление. Гуманистическая направленность образования проявляется на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающихся неповторимостью, оригинальностью.
В наше время, когда всюду используются компьютеры, люди перестали не только общаться, но и грамотно и красиво писать. Поэтому проблема письма актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто.
Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Развитие творчества младших школьников требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, следовательно в соответствующей подготовке учителей начальных классов.
Целью нашей работы является исследование методик обучения младших школьников чистописанию, т.е. обучения красивому, четкому письму и применение их на практике.
Задачи:
1) Изучить методику и приемы формирования каллиграфических навыков школьников.
2) Апробировать приобретенные знания на практике.
3) Провести опытно-экспериментальную работу.
4) Убедиться в верности выдвинутой нами гипотезы.
Гипотеза:
Если при обучении школьников чистописанию не формально (как это делают многие учителя), а творчески подходить к проведению минуток чистописания; даже использовать время физкультминуток для развития навыков письма; если систематически исправлять и предупреждать каллиграфические ошибки школьников и т.п., то можно добиться развития каллиграфически правильных навыков у большинства учащихся.
Предмет исследования – приемы формирования каллиграфических навыков учащихся начальной школы.
Объект исследования – процесс обучения школьников достаточно скорому, удобочитаемому и каллиграфически правильному письму.
В работе мы рассмотрим следующие вопросы:
1) Как научить ребенка грамотно писать.
2) Особенности обучения чистописанию во 2-3 классах.
3) Универсальные прописи и работа с ними.
4) Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка.
5) Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию.
Методы исследования
Методика русского языка – прикладная наука, в ней большую роль играет практика.
Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические.
В процессе исследовательской деятельности они, как правило, используются в единстве, тесно переплетаются.
Были использованы следующие теоретические методы:
1) изучение методологических основ методики обучения чистописанию;
2) изучение «истории вопроса», т.е. опыта дореволюционной и советской школы
3) изучение вопросов современного науковедения.
Эмпирические методы:
1) изучение опыта учителей – как правило, массового опыта;
2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения
3) эксперимент.
Практическая значимость заключается в следующем: методика русского языка как наука имеет свой предмет, свои задачи, свою теорию и практическую сферу, она занимает определенное место в ряду наук и имеет отчетливые связи с другими науками, она имеет свою систему методов исследования, свои принципы; формируясь как наука, она прошла сложный путь развития и в настоящее время решает свои задачи – как «внутренние», связанные с укреплением своих научных позиций, так и «внешние» - обслуживание школы практическими рекомендациями и материалами.
Изученные нами приемы формирования каллиграфических навыков детей – и с помощью изучения учебной литературой, и путем исследования передового педагогического опыта через специальные издания периодической печати – помогут нам в предстоящей работе учителя начальных классов организовать полноценное обучение.
Обучение младших школьников грамотному каллиграфическому письму
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, к ...
Разработка календарно-тематического плана по теме
"Прибыль как цель предпринимательства"
Календарно-тематический план по теме "Прибыль как цель предпринимательства" для 11 класса. Количество часов в неделю по учебному плану - 2 часа. Всего количество часов в году по плану - 12 часов. Таблица 3.1 - Календарно-тематический план по теме "Прибыль как цель предпринимательства ...
Введение иррационального числа. Методическая схема
введения действительного числа
Следующее расширение понятия числа – иррациональное число. В соответствии с построением множества действительных чисел по Дедекинду на множестве рациональных чисел существуют только три вида сечений: 1) в В нет наибольшего, в В` наименьшее(деление множества рациональных чисел по числу, например,2); ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.