Из истории развития письменности и правильному грамотному письму

Педагогика » Обучение младших школьников чистописанию » Из истории развития письменности и правильному грамотному письму

Методика обучения грамотному письму формировалась в XVIII-XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В.Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757 г.) Он систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы, обсудил спорные вопросы.

Методика русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX в.: исторические обзоры ее развития обычно начинаются с выхода книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Идеи этой книги не устарели до сих пор: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность школьников в ходе анализа примеров или изучения грамматики. Он создал полноценную методическую систему.

Однако подлинным основателем методики начального обучения русскому языку явился К.Д.Ушинский (1824-1870), который создал методику в полном ее объеме, обосновал ее теоретически, написал учебники для школы: «Родное слово» и др.

Система К.Д.Ушинского и его последователей, нацеленная на развитие личности ученика, его интересов, на формирование научных знаний, не могла удовлетворить тех консерваторов и реакционеров, которые руководили Министерством народного просвещения в царской России. Было запрещено в 1902 г. заниматься педагогической и просветительской деятельностью.

После Великой Октябрьской социалистической революции методика русского языка сохранила те достижения, те завоевания, которые были сделаны до 1917 г. Но сами условия развития школы и, следовательно, методики принципиально изменились. Начальное обучение стало массовым, а с 1930 г. – всеобщим и обязательным.

Решающую роль в развитии школы, и в частности методики русского языка, сыграли решения ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе», от 25 августа 1932 г. Были введены учебники, твердые программы, восстановлены в правах объяснительное чтение, звуковой аналитическо-синтетический метод обучения грамоте.

Развитие методики русского языка в 40-60-е годы шло по пути углубления и дифференциации. Разрабатываются такие области методики, как методика словарной работы, методика работы над предложением и связной речью (М.Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская и др.), методика орфографии (И.С. Рождественский).

В 1965 г. вышел крупный научный труд – «Основы методики начального обучения русскому языку» под ред. И.С.Рождественского.

Как видим, методика русского языка в советский период своего развития окрепла как наука, расширилась ее теоретическая и экспериментальная база.

С 1955 г. начали создаваться факультеты педвузов, готовящих учителей начальных классов.

За последние 10-15 лет в методике русского языка появилось немало принципиально нового, что уже внедряется в практику массовых школ или же находится пока на стадии эксперимента.

Смотрите также:

Сущность понятия "социально-неблагополучная семья"
В социальной работе произошёл резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в &q ...

Моделирование как средство формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Исследователи (Л.А. Венгер, Г.А. Глотова) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, конструирование и т.д.), однако дошкольники осваивают лишь основы моделирования, что проявляется в умени ...

Режим дня в американском детском саду
В США родители отправляют детей в детский сад не только потому, что иначе не могут работать, но и потому, что в детском саду дети развлекаются, находят друзей и могут приобрести знания. Они считают, что педагогические установки в семье и в детском саду должны совпадать. Например, детский сад распол ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru