Общие положения методики проведения словарной работы на уроках русского языка

Педагогика » Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе » Общие положения методики проведения словарной работы на уроках русского языка

Страница 1

Поскольку тема нашего исследования связана с изучением особенностей словарной работы на уроке сочинения, то прежде чем перейти к самому анализу способов обогащения лексикона учащихся, необходимо остановиться на некоторых методических разработках, осуществленных в данной области.

Необходимость пополнения словарного запаса человека связана с исключительно важной ролью слова как центральной единицы языка. Постоянно расширяющийся круг явлений действительности школьника создает потребность в регулярном пополнении лексикона. И в этом смысле словарная работа, как инициированная учителем на уроках русского языка, так и самостоятельная, осуществляемая по индивидуальному графику, – это и система, и процесс, вне участия в котором ученик не сможет стать полноценным участником социальной коммуникации.

При отборе лексики важно учитывать имеющиеся методические принципы:

- доступность. Выбор той или иной тематической группы слов осуществляется с учетом возраста и уровня подготовки учеников;

- емкость словаря, то есть учет объема слов, который учащиеся способны воспринять;

- последовательность расширения словаря в пределах одной темы;

- индивидуальные особенности учащихся, такие, как уровень лингвистической и культурной подготовки;

- различия в темпах накопления словаря.

Чтобы ученики в полной мере освоили новую лексическую группу, учителю необходимо принимать в расчет существующие принципы работы со словом:

- экстралингвистический – соотношение слова с конкретной реалией. Учет этого принципа ходе работы позволяет учащимся осознавать практическую ценность работы над обогащением словаря;

- парадигматический – включает упражнения на установление различных семантических связей: синонимических, антонимических, тематических, гиперо-гипонимических и др.;

- синтагматический – устанавливает сочетаемостные возможности слова.

Многие методисты указывают на то, что проблемы с освоением новых слов связаны не столько с обнаружением их внешних связей, сколько с необходимостью выбора способов толкования значений. Проанализировав существующие классификации, мы остановились на классификации А.В. Прудниковой, которую и использовали при работе на уроке-сочинении:

- наглядный способ – применяется для толкования значений общеупотребительных слов, видов животных и т.д. Представляет собой демонстрацию реального объекта или его изображения как носителя определенного названия;

- семантический способ, который, в свою очередь, подразделяется на синонимизацию, логическое определение слова через объяснение и структурно-семантический анализ (выделение частей и определение значений частей каждой). Этот способ становится необходимым тогда, когда слово имеет либо неоднозначную внутреннюю форму, либо сложную семантическую структуру;

- контекстуальный способ – включение нового слова в текст с уже известными ученику.

Рассмотрев общие положения методики развития речи на уроках русского языка, мы можем выделить два основных положения: во-первых, это исключительная важность заданий, связанных с развитием речи (все исследователи сходятся на том, что подобным видам работ следует уделять большое внимание не только на специальных уроках, но на уроках изучения лексики, синтаксиса, стилистики), во-вторых, это разнообразие форм и видов работы по развитию речи. Обсуждая данную тему, методисты настаивают на одинаковом внимании к формированию психических, интеллектуальных, языковых умений и навыков.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Методические приемы, направленные на изучение законов и свойств арифметических действий
Изучение законов и свойств арифметических действий мы рассматривали при изучении действий сложения и вычитания в концентре «Сотня». Рассмотрим, как происходило знакомство с законами и свойствами арифметических действий . Цель: воспроизведение ЗУН по порядку действий в числовом выражении, умение при ...

Виды элективных курсов
По назначению можно выделить следующие виды элективных курсов. I. Предметные курсы направлены на углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. Предметные элективные курсы делятся на несколько групп: 1) элективные курсы повышенного уровня, направленные на углуб ...

Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления. В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружаю­щих пред ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru