Принципы формирования графического навыка

Педагогика » Обучение младших школьников чистописанию » Принципы формирования графического навыка

На первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором – писать важнейшие элементы букв, точнее владеть алгоритмом письма; на третьем – писать буквы; на четвертом – целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающихся. Следует значительное внимание уделить тем недостаткам, которые довольно часто встречаются в практике при поступлении в школу:

а) за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;

б) пишут буквально «носом»;

в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову;

г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу;

д) голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу;

е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.

Систематическое нарушение этих правил, делаясь привычным, причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма. При чрезмерном сгибании корпуса сдавливается грудная клетка и брюшная полость, затрудняется дыхание и кровообращение. На практике в силу привычки такое положение приводит к искривлению позвоночника и сутулости. Одновременно вследствие перемещения центра тяжести корпуса вперед излишне напрягаются мышцы туловища. Это вызывает напрасную трату энергии и быстрое утомление во время письма. При слишком низком наклоне головы в ее затылочной части затрудняется кровообращение, вызывая тем самым прилив крови к глазам. Близкое расстояние тетради от глаз вызывает их чрезмерное напряжение и содействуют развитию близорукости.

Потому крайне важно, начиная с первых уроков, следить за правильной посадкой, правильным обращением с орудиями письма. На всем протяжении формирования графического навыка следует не забывать о санитарно-гигиенических правилах и уделять им самое пристальное внимание.

При управлении обучением необходимо дать учащимся полный набор ориентиров, необходимых для правильного выполнения действия. С этой целью важно:

а) Проанализировать образец продукта, то есть обратить внимание, выделить все мелкие элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.

б) Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

в) Проанализировать способ выполнения действия и условия: ученику предстоит одновременно держать в сознании до 14 мелких задач: посадка на стуле; положение корпуса (спина); положение ног (точка опоры); расстояние от глаз до тетради; положение рук на столе относительно корпуса; положение правой руки (локоть свисает с края своей косточкой, т.е. на 1-2 сантиметра); положение левой руки (при письме в верхней части листа ладонью поддерживаем снизу, при письме в нижней части – сверху); положение тетради на столе; положение плеч; положение головы относительно корпуса (не должно быть сильного наклона вправо или влево); отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса; правильное распределение усилия на ручку и ручкой на тетрадь; положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо; расположение букв относительно туловища (буквы направляем к середине груди).

Поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы стержень свободно скользил по строке, а линии рабочей строки не должны быть слишком яркими или слишком бледными; ручка должна быть облегченной, на месте прихватывания пальчиками иметь горизонтальные насечки, что не позволит пальцам сползать при письме к самому кончику стержня, или иметь резиновое покрытие со специальными углублениями для пальчиков. Кончик стержня должен быть удлиненным и достаточно выступать из ручки.

Смотрите также:

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам развития двигательных качеств в программе по физической культуре
Существует несколько классификаций подвижных игр . Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространс ...

Виды текстов
Практика показывает, что текст становится на школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, интегрирующая значение всех языковых средств. Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помог ...

Социальный заказ как цель функционирования образовательной системы
Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Социальный заказ можно определить как формирование личности, готовой к жизни в современном обществе, к участию в общественном производстве с его современным уровнем. Конкретизировать этот заказ применитель ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru