Дидактическая игра как метод словарной работы дошкольников

Дидактические игры являются одним из методов активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок.

Что дает малышу игра? Прежде всего, она доставляетребенку удовольствие,радость.

Одновременно происходит его обучение и развитие, незаметно, без насилия над малышом, в интересной для него форме. Дидактическая игра имеет универсальное значение для развития ребенка. Через игру дети развиваются физически, умственно, эмоционально, приобретают жизненный опыт, навыки поведения, культурно-гигиенические навыки.

Особенно эффективны дидактические игры для умственного развития. Играя, ребенок прочно усваивает сведения об окружающих его предметах и явлениях, о свойствах различных предметов (цвет, форма, величина и др.), о назначении предметов и особенностях их использования. Малыш группирует предметы по различным признакам, а также усваивает навыки действий с ними.

Дидактические игры развивают восприятие ребенком окружающего мира, тренируют память, учат концентрировать внимание, развивают мышление и речь, образное воображение.

Дидактическая игра имеет определенное значение в нравственном воспитании детей. Прежде всего, дети осваивают навыки социального поведения. Вырабатывается умение общаться со сверстниками и действовать в их среде. Игра формирует бережное отношение к игрушкам, вещам. У детей формируется интерес к труду взрослых, желание им помогать, сочувствие к людям.

Игра учит ребенка быть более сдержанным, организованным, достигать положительного результата и радоваться этому.

В играх в группах раннего возраста используется следующий дидактический материал: игрушки, предметы, картинки. Этот материал должен быть аккуратным, привлекательным, художественным. Только тогда дидактическая игра будет служить целям эстетического воспитания. Художественному воспитанию, а именно, формированию умения воспринимать прекрасное, способствуют музыка, песенки, стихи, которые часто сопровождают игровые действия детей.

Наконец, в дидактической игре ребенок развивается физически. Многие дидактические игры в раннем детстве тесно связаны с движением. Это движения рук, пальцев в играх с матрешкой, пирамидкой, строительным материалом. В игре ребенок может ходить или бегать. Для этого используются подвижно-дидактические игры.

Дидактическая игра развивает глазомер, координацию движений.

Сложная, и в то же время радостная для ребенка деятельность - игра имеет неоценимое значение в его всестороннем развитии и обучении.

Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех её участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно.

Не следует забывать игры, закрепляющие знания общественного характера, интерес детей к событиям общественной жизни,- “Кто работает ночью”, “Путешествия”, “Расскажи, кто сделал эти предметы” и др.

По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1-3 мин) упражнения в подборе слова, например: “Кто больше увидит и назовет?”, “Выдели и назови части в целом”, “Кто больше назовет предметов круглой (прямоугольной, овальной) формы?”, словесные игры на классификацию предметов и др. Загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах.

Смотрите также:

Шестой этап в математике конечных количеств
На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражени ...

Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и структура
Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы. Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправлен ...

Введение отрицательных чисел. Определения свойств действий над целыми числами
Следующее расширение понятия числа – знакомство учащихся с отрицательными числами. С методической стороны введение отрицательных чисел особых затруднений не представляет, т.к. дети часто встречаются в жизни. Наибольшую трудность в их изучении представляет обоснование действии над ними. Введение пон ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru