Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей.
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка.
В сфере общенаучного знания речь традиционно рассматривается в качестве одной из глобальных, узловых проблем. Это определяется исключительностью ее роли в фило-, социо- и онтогенезе, в становлении человеческого сознания и, в частности, в опосредовании высших психических функций, в генезисе мышления, в осуществлении трудовой и коммуникативной деятельности человека, в его нормальном развитии как личности и субъекта деятельности.
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Она является средством воздействия на сознание, выработку мировоззрения, норм поведения. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определённым фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам.
Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определённой среде, в которой он находится. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания.
Речь человека есть зеркало, субъективно отражающее его культуру, а также дух всего человечества, проявляющийся в тесной связи между поколениями. Как образно заметил К.Д.Ушинский, «Язык - есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К.Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи К.Д.Ушинского нашли свое отражение в работах М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Водовозовой Е.Н., Л.С. Выготского, Крупскай Н.К, Симонович, Ф.А. Сохина, А.С., Тихеевой Е.И., А.П. Усова, Флериной Е.А, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина, и многие другие.Детские дошкольные учреждения не ставят перед собой задачу воспитания из любого ребенка мастера слова. Однако овладение элементарным уровнем такого культуры речевого поведения не только доступно каждому, но и необходимо, чтобы быть в будущем полноправным членом общества (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и др.). Формирование речевых умений и навыков детей является важнейшей задачей современного общества, так как это залог успешного становления социально-активной личности. Развитие речи дошкольников, основы их речевых умений являются одним из условий гармонического развития ребёнка в целом.
Функция общения является одной из важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации.
Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.). Задача объяснения стимулирует ребенка к активному поиску соответсвующих речевых форм, которые бы наиболее полно передавали данное содержание.
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения со взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Расширение круга жизненных отношений детей дошкольного возраста, возникновение у дошкольников самостоятельной практической деятельности приводит, утверждает Д.Б. Эльконин, к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, а также в ходе развития собственной деятельности у ребенка возникает необходимость передать свои впечатления, полученные вне непосредственного контакта с собеседником, договориться об осуществлении общего замысла деятельности, спланировать ее, распределить между товарищами обязанности, дать ответ о выполненной работе и т. п. Таким образом, у ребенка возникает потребность в том, чтобы его речь понимали вне зависимости от ситуации в разговоре.
Психолингвистика, характеризуя речь как деятельность, указывает, что у детей следует формировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.
Особо следует подчеркнуть сущность коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Он основан на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации (Г.А. Любина Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, и др.) Этот подход определяет цель развития речи в дошкольном возрасте как средства общения и познания, а также практическую направленность всего процесса обучения родному языку. Определяется данным подходом и основной принцип - развитие речи как средства общения и в процессе общения в разных видах деятельности.
Таким образом, речь являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формируются умение управлять своим поведением. В игре накапливают и социальный опыт межличностных отношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, тем самым развивая свою речь.
Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности – предметов, действий, отношений между людьми.
Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию речи по средствам дидактических игр дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования – Процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования - Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования – Теоретически доказать и разработать методику развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ особенностей дидактической игры; 2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития детей младшего дошкольного возраста; 3) определить значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей младшего дошкольного возраста; 4) провести опытно – экспериментальную работу влияния дидактической игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4 г. Рогачева» управления образования Гомельского облисполкома.
Функционирование образовательных систем на
региональном уровне
Процесс дальнейшего сближения образовательных систем на региональном уровне определяется характером развития экономических систем регионов России. Необходимо как можно быстрее проанализировать те достижения и промахи, которые есть в любой системе образования, наметить пути интеграции различных обра ...
Другие формы организации обучения в школе
В современной школе настолько сильна традиция классно-урочной организации обучения, что многим другим, причем самым разнообразным, формам учебной работы стремятся придать урочную форму. Так появляются урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все же многие виды полезной дея ...
Работа с родителями
Воспитание детей в современном мире является предметом особой заботы. Его успех определяется единством, согласованностью и активной позицией всех субъектов образовательного процесса - педагогов, детей и родителей. Очень важным для формирования системных знаний о труде взрослых являются личный приме ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.