Жан-Жак Руссо

В когорте деятелей французского Просвещения выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). В основе педагогических идей лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некой внешней силы – творца всего сущего. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей, мечтая устранить социальную несправедливость путем воспитания.

В период с1756 по 1762 год Ж.-Ж. Руссо создает ряд произведений, сделавших его известным не только во Франции, но и за ее пределами. Среди них: «Юлия, или Новая Элоиза», «Письма о морали», «Эмиль, или о Воспитании» и др. В «Письмах о морали» (1758 г.) провозглашается природная доброта человека, с учетом которой необходимо строить воспитание. В «Юлии, или Новой Элоизе» (1758 г.) осуждаются пороки и предрассудки общественного уклада, формулируется программа сентиментальной педагогики, связанная с воспитанием человеческих чувств.

В «Эмиле, или о Воспитании» (1762 г.) критикуется существующая практика общественного воспитания, взамен которой предлагается проект воспитания нового человека. Цель воспитания определяется на основе теории естественного права, высказанную Дж. Локком, т.е. права личности на свободу, которую она умела бы защищать. Вот почему Ж.-Ж. Руссо выдвигает идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. Воспитание дается человеку природой, людьми и окружающими вещами; воспитание, получаемое от природы, - это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, - это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, которые его окружают. Все эти факторы должны действовать согласованно. Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. В воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Ж.-Ж. Руссо требовал считаться с интересами и запросами ребенка, уважать его личность. Развивая принцип природосообразности, он утверждал, что ребенок от рождения наделен только положительными качествами. Плохие черты ребенок приобретает в результате неправильно организованного процесса воспитания.

В «Эмиле, или о Воспитании» сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них. Первый период – от рождения до появления речи (до 2 лет). В раннем детстве основой всего является физическое воспитание. Подробные рекомендации по уходу за детьми имели целью закаливание младенца, который вскармливается матерью. Словарный запас ребенка должен совпадать с накапливаемыми им идеями и конкретными представлениями. Второй период – от появления речи до 12 лет. Главная задача воспитания – создание условий для приобретения ребенком возможно более широкого круга жизненных представлений, помощь в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Считая, что до 12 лет ребенок не выходит из «сна разума», предлагается обучение без использования книг.

Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать наставления. Необходимо развивать внешние чувства ребенка. В этом возрасте дети не имеют нравственных представлений, поэтому следует воспитывать преимущественно на примерах. Третий период – от 12 до 15 лет характеризуется широким развертыванием умственного воспитания. При отборе содержания образования следует обращать внимание на полезные знания, учение должно строиться на личном опыте и самодеятельности учащегося. Велика роль в формировании личности и трудового воспитания. Свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, т.к. физический труд – это неизбежная обязанность общественного человека. Наконец, в период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается формирование нравственного облика. Нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения и целомудрие. Ж.-Ж. Руссо назвал «периодом бурь и страстей».

Отвергая наказания детей, Ж.-Ж. Руссо выдвигает метод «естественных последствий», считая, что ребенок должен самостоятельно обнаруживать последствия своих проступков.

В конце 80-х гг. XYIII века общественная ситуация во Франции существенно изменилась. В законодательные учреждения был представлен целый ряд проектов организации народного образования. Особого внимания заслуживает проект Жана Антуана Кондорсе (1743-1794 гг.). В «Докладе об общей организации народного образования» (1792 г.) прозвучала идея создания государственных школ, бесплатных и безрелигиозных. Была предложена четырехступенчатая система образования: начальные школы, школы второй ступени, институты, лицеи. Прогрессивность проекта выражалась в преемственности ступеней обучения, равенстве в праве на образование, светскости школ, бесплатности обучения, усилении роли естественных наук. Дальше в плане демократизации образования пошел Луи Мишель Лепелетье (1760-1793 гг.). В «Плане национального воспитания» предлагается создание сети домов национального воспитания, где дети содержались бы за счет государства и воспитывались в духе идей равенства и справедливости, в духе трудолюбия и преданности отечеству. Задачей воспитания провозглашено всестороннее развитие личности.

Смотрите также:

Семья как специфическая педагогическая система: сущность, особенности развития
Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них – семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные орг ...

Характеристика методов диагностики дошкольников
В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос. Наблюдение Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диа ...

Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru