Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л.С. Выготского читаем: «Значение слов с психологической стороны…есть не что иное, как обобщение или понятие. …Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления».
В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают названиями наглядно представленных или доступных их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Это объясняется наглядно - действенным и наглядно – образным характером мышления дошкольников. По этой же причине в словаре дошкольника почти отсутствуют абстрактные понятия. Смысловым содержанием слова дошкольник овладевает постепенно, по мере развития познавательных возможностей. Этапы этого усвоения раскрыты М. М. Кольцовой. Для ребенка конца первого – начала второго года жизни слово обозначает только один определенный предмет. Здесь слово эквивалентно чувственному образу предмета.К концу второго года жизни слово для детей обозначает группу однородных предметов («кукла» - это различные куклы). Значение слова здесь шире, вместе с тем оно менее конкретно.На протяжении дошкольного детства развивается и совершенствуется синтаксическая сторона речи детей.В речи младших дошкольников преобладают простые предложения. Характерным для этого возраста является употребление в начале предложений частиц а, и, вот. Употребляются в младшем дошкольном возрасте союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения, но главным образом при дословном пересказе сказок. В речи детей этого возраста встречаются и сложноподчиненные предложения простой конструкции. Союзная связь в них зачастую заменяется интонацией. Наиболее широко употребляются предложения времени и дополнительные. Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2,5 лет малыш овладевает необходимым минимумом речевых умений.Исследователи фиксируют качественный скачок в развитии речи ребенка в период от 2,5 до 3 лет. Показатели речевого развития детей, характерные для этого возрастного этапа, действительно значительны. Качественно меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит названную взрослым игрушку и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Если у ребенка 2 лет он составляет примерно 300 слов, то к трем годам достигает уже 1000 – 1200 слов. На четвертом году словарь пополняется значительно медленнее и относительно равномерно.На третьем году жизни часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться (дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре). Кроме того, у ребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2,5 лет в активном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять впечатления от окружающего, делать простые обобщения, умозаключения.На разных этапах младшего дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (анализ самостоятельных высказываний ребенка за 30 минут игры) составляет 25 – 28 слов у детей 2 – 2,5 лет, 70- 80 – у детей 2,5 – 3 лет, 110 – 115 слов – у детей 3 – 3,5 лет (данные Г. М. Ляминой).На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой. Известный ученый – лингвист А.Н. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает опять–таки во второй половине третьего года жизни. Данные исследований свидетельствуют, что возраст 3-4 года, открывающий третий период формирования грамматического строя речи (по А.Н. Гвоздеву), весьма незначительно отличается от возраста 2,5-3 года.Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.
Сравнительный анализ методики ознакомления сравенствами
Изучение алгебраического материала начинается с подготовительного класса и проходит в тесной связи с изучением арифметического и геометрического материала. Учащиеся начальных классов знакомятся с такими важнейшими понятиями как равенство, неравенство, уравнение. Что же такое равенство, неравенство, ...
Моделирование как средство формирования системных
знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Исследователи (Л.А. Венгер, Г.А. Глотова) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, конструирование и т.д.), однако дошкольники осваивают лишь основы моделирования, что проявляется в умени ...
Исследование влияния социально–педагогической
деятельности на формирование привычек здорового образа жизни у младших
подростков с девиантным поведением
Для подтверждения сформулированных нами теоретических положений было проведено экспериментальное исследование в Бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер" в течение 7 месяцев. Выборка исследования составила 60 человек. Для выявления мл ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.