Понятие инновационных технологий

Страница 1

В научной литературе различают понятия «новшество», «нововведение»,«инновация». Новшество обычно понимается как элемент педагогической действительности, который в представленном виде, в данном качестве еще не встречался. Нововведение - своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики (новые проекты, программы, средства обучения, пособия, типы образовательных учреждений и т.д.). Укореняясь в практике, нововведение, несущее в себе новшество или комплекс новшеств, меняет, трансформирует, обновляет практику, делая ее более эффективной. Инновация – это распространение новшеств в педагогической практике. Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений, или на основе обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования.

Зародившийся еще в Древней Греции метод майевтики, сократических бесед, приводящих к истине, был в свое время новшеством и не потерял своего развивающего потенциала до наших дней. Глубоко инновационными для своего времени были теория и практика великого чешского педагога Я.А. Коменского, заложившего основы классно-урочной системы, сформировавшего ведущие принципы массового обучения. Выдающийся философ и педагог Ж.Ж. Руссо обосновал инновационную для своего времени теорию свободного воспитания, которое происходит в процессе наблюдений, чтения, труда, бесед, духовно обогащая и закаляя душу подрастающего человека.

Инновационные процессы в педагогической теории и в образовательной практике заметно активизировались в конце XIX — начале XX в., когда в связи с быстрым развитием науки и техники и социальными катаклизмами усилился интерес и к социальному воспитанию, и к проблеме формирования личности и индивидуальности. В это время выдвигаются и реализуются на практике теория педоцентризма и активной школы Д. Дьюи, метод проектов Д. Килпатрика, система свободного развивающего обучения и воспитания М. Монтессори, школа свободного развития Р. Штайнера и многие другие инновационные теории, проекты и начинания.

Весьма богатые инновационные традиции отличают отечественную педагогику и школу. Можно вспомнить комплексное обучение и воспитание (педагогическую антропологию) К.Д. Ушинского, оригинальную систему свободного нравственного воспитания, основанную на народной мудрости, Л.Н. Толстого, опыт трудового воспитателя С.Т. Шацкого, новаторскую теорию и практику воспитания в коллективе А.С. Макаренко, гуманную школу радости В. А. Сухомлинского и многое другое.

Особую роль в социальной жизни и в развитии системы образования СССР, а затем России и стран СНГ сыграла блестящая плеяда педагогов-новаторов, получивших мировую известность в 80 — 90-е годы XX в.:

Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, А.А. Захаренко, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и некоторые другие. Их творчество вдохновили и стимулировали атмосфера свободы и творчества 60-х годов и трудные условия перехода ко всеобщему среднему образованию на основе строго обязательных, сложных и насыщенных образовательных программ.

В условиях образовательных реформ особое значение в учебных заведениях приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Сложность инновационных процессов определяется тем, что они требуют большой психологической перестройки деятельности педагога. Чтобы преобразовать школу в гимназию, профтехучилище — в лицей, техникум — в колледж, необходимо отказаться от авторитарного стиля мышления, овладеть новым, демократическим стилем педагогической деятельности, основанным на сотрудничестве преподавателей с учащимися, освоить новые педагогические технологии творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

СФУ как ключевой элемент в развитии научного потенциала региона
Темпы роста российского и, в частности, сибирско-дальневосточного рынка технологических разработок и подготовки кадров столь значительны, что он становится важным сегментом глобального экономического пространства. Для российских исследователей, разработчиков и учреждений профессионального образован ...

Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и сози ...

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности. Эффект воспитательной р ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru