Понятие инновационных технологий

Страница 3

По степени новизны инновационные программы (идеи) можно разделить на три вида — обновление, дополнение и совершенствование. Первое предполагает замену ранее освоенного способа деятельности принципиально новым. Во втором случае прежний способ сохраняется, но добавляется к нему новый элемент. В третьем случае новизна состоит лишь в том, что повышается уровень мастерства в применении различных способов деятельности.

Ни один более или менее опытный педагог не нуждается в том, чтобы полностью обновлять свой профессиональный арсенал. Поэтому речь надо вести о частичном его обновлении. Сегодня задача состоит в том, чтобы переструктурировать и развить, проявлять более последовательно и ярко, совершенствовать те педагогические средства, те формы и методы, которыми педагоги уже владеют.

4) Реализация программы и закрепление нового. На этом заключительном этапе идея воплощается в жизнь. Его назначение — практическая апробация новой идеи и превращение ее в привычный способ действия. При реализации сложных творческих программ способ, адекватный идее, нащупывается не сразу, а в результате перебора различных вариантов действия, путем проб и ошибок. Даже после того, как способ действия найден, часто поиск не завершается: вначале новый способ не дает ожидаемой отдачи, его надо скорректировать и отшлифовать. Иногда коррекция поглощает много сил и энергии, превращается в относительно самостоятельную фазу деятельности.

Вот что думает по этому поводу один из новаторов: «Новую идею приходится вертеть и так, и эдак, прежде чем она приживется и начнет давать результаты… У кого хватает мужества и терпения продолжать опыты, тот обязательно дождется перелома и увидит результаты своих трудов» [4]. Результаты выражаются не только в успехах учащихся, но и в чувстве удовлетворенности самого преподавателя, когда он испытывает счастье.

Мотивация инновационной деятельности имеет определенное своеобразие. Оно состоит в том, что в ее структуре ведущую роль играет острое желание найти причины неудовлетворенности результатов труда, учебы и поведения учащихся. Неудовлетворительный результат дает толчок к инновациям, активизирует поиск, что пробуждает интерес к новому. Но тут важны и другие мотивы, внутреннее побуждение. Без этого внутреннего побуждения не бывает успешным столь многотрудное педагогическое дело, как поиск и освоение нового.

Не отрицая доминирующей роли внутренних мотивов, нельзя недооценивать и роль мотивов, связанных с внешними стимулами. Среди них самые действенные — доброе слово и пример коллег, особенно — одобрение коллектива. Значимы премирование и благодарность со стороны администрации.

Результатом инновационных достижений может быть рационализация работы, когда педагог добивается желаемого меньшими усилиями.

Любой вид инновации требует закрепления освоенного способа. Это достигается вариативным освоением того, что нужно превратить в способ повседневного действия. В закреплении нового существенную роль играет радость достижения определенного результата.

Публичная критика, особенно в резкой форме, нередко дает отрицательный результат, что подавляет и озлобляет преподавателя, ущемляет его чувство собственного достоинства и настраивает его против тех, кто критикует. К такой критике надо прибегать лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие меры воздействия. Доброжелательные, корректные замечания помогают осознать свои недостатки и быть более самокритичным.

Неудачи управления инновационными процессами чаще всего объясняются тем, что не учитываются их психологические механизмы. По сложившейся традиции, новшества пытаются внедрить лишь с помощью информационных методов — средств массовой информации, лекций, семинаров и т.д. Разумеется, это помогает, если преподаватель жаждет перестроиться, если единственное, чего ему не хватает для этого, — это знания. Но в подавляющем большинстве случаев ему мешает не столько дефицит новых знаний, сколько отсутствие необходимой мотивации и опыта. Информация сама по себе не обеспечивает даже формирование у личности проблемного сознания.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Из истории развития письменности и правильному грамотному письму
Методика обучения грамотному письму формировалась в XVIII-XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В.Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757 г.) Он систематизировал прави ...

Материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся 2-3 классов
Предлагаем материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся, мы исходим из того, что во 2-3 классах специальных уроков чистописания не выделяется. Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно на уроках русского языка в течение 8-10 минут. Совершенствование навыков графич ...

Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru