Понятие инновационных технологий

Страница 2

Психологическая перестройка личности преподавателя осложняется наличием множества устаревших стереотипов деятельности, установок и привычек. Процесс разрушения, преодоления и замены старых стереотипов новым, более совершенным опытом инновационной деятельности осуществляется постепенно и предполагает прохождение нескольких этапов: формирование проблемного сознания, информационный поиск, программирование, реализацию программы и закрепление нового опыта. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1) Формирование проблемного сознания. Инновационная деятельность начинается с чувства неудовлетворенности. Оно возникает в проблемной ситуации, когда потребность преподавателя в успешном решении педагогических задач наталкивается на какие-то барьеры, внешние и внутренние.

Чтобы проблемное сознание мотивировало инновационную активность, необходимо, чтобы неудовлетворенность, возникающая под влиянием барьеров, трансформировалась в неудовлетворенность способами своей деятельности, т.е. внешний барьер превратился бы во внутренний. В связи с этим возникает сложная задача: переключить энергию абстрактного недовольства педагогов на свою собственную деятельность, повысить уровень их самокритичности.

2) Информационный поиск. Этот период деятельности направлен на сбор и анализ информации в целях выявления возможных способов решения проблем, стоящих перед данным педагогом. Для этого нужен достаточно широкий педагогический кругозор, необходимо знать достижения новаторов, педагогики, психологии и методики, коллег по работе. Чем больше информации, тем легче выбраться из сложной ситуации.

У каждого педагога потенциальное поле информационного поиска достаточно широкое: книги, методические пособия и журналы, учеба на курсах и семинарах, посещение уроков других учителей, анализ собственного опыта и др.

Какие секторы информационного поля больше всего предпочитают педагоги? Как показали исследования, они ориентируются на самые оперативные и легкодоступные источники информации, среди которых живое общение с коллегами, газеты, телевидение и радио, небольшие методические публикации и статьи в предметных журналах, встречи с новаторами и учеными.

Наиболее ценную информацию педагоги получают в результате самообразования. Велика роль и неформальной товарищеской взаимопомощи. Полезными они считают открытые уроки. Определенные надежды связывают с учебой на курсах повышения квалификации.

Официальные формы работы слабо стимулируют начало инновационной деятельности, так как они излишне формализованы и не учитывают индивидуальных информационных запросов учителя. Исключение — открытые уроки: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если на открытом уроке действительно демонстрируется полезный опыт, помогающий заинтересовать учащихся учебой, если это не парадное мероприятие, он оказывается действенным средством повышения компетентности и профессионализма педагога.

Новая информация нужна для решения таких педагогических задач, как усиление у учащихся мотивации учения, их нравственного воспитания и достижения взаимопонимания, повышения общей культуры.

3) Программирование инновационной деятельности. На этой стадии осуществляется отбор актуальной информации, которая может помочь учителю выйти из трудной ситуации, и намечается план действий. Из множества возможных вариантов совершенствования работы, выявленных в ходе информационного поиска, выбирается такой, который больше всего отвечает запросам и возможностям данного педагога, его склонностям и профессиональному кредо. Выбранный вариант оформляется в сознании как идея (замысел), намеченная к реализации. Она служит основой инновационной программы, в которой предусматривается обновление различных элементов педагогической деятельности: ее содержания, форм, методов, отдельных приемов (объяснения материала, контроля за его усвоением) и даже стиля деятельности, всей ее технологии.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Какой быть системе образования в Республике Казахстан
Ситуация, в которой оказался Казахстан, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству . Каки ...

Диагностика структуры воспитательных явлений
“Всех людей захотелось хвалить? Веселюсь. В умном сердце глубоко запрятана грусть!” Исикава Такубоку Понятие “структура” означает взаиморасположение составных частей изучаемого явления. Следовательно, структурная диагностика направлена на изучение внутреннего строения воспитательного процесса. До с ...

Подготовка к проведению игр
Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с содержанием народных подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту. Хорошее знание ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru