Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста

Педагогика » Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста » Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста

Страница 1

Занятиям, на которых используется иллюстрированный материал отводится особая роль в педагогике раннего детства, Л.Н. Павлова отмечает, что уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для меленького ребенка.

Г.Ф. Лоза отмечает, что многие знания о предметах дети получают практически, в быту, однако без конкретизации и уточнениях на занятиях они останутся привычными, теряют новизну. А вот занятия с игрушками, на которых отображены знакомые детям предметы, воспринимаются ими с интересом. Такие занятия делают педагогический процесс более содержательным и разнообразным, давая возможность развивать речь [Щ.

По мнению В.И. Яшиной, при выборе игрушек в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных сюжетов к более сложным. Предметные игрушки служат для уточнения названий предметов, признаков (петух — большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост). Сюжетные игрушки служат для активизации словаря.

Методика развития речи опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной. Все они подчеркивали большое значение игрушки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

М.М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами развития словаря. Предметные игрушки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета.

Игрушка для малышей должна приближаться, по словам Е.А. Флериной, к упрощенной реальности.

Е.А. Флерина отмечает, что основной методический прием при рассматривании игрушек - вопросы. Последовательно выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями игрушки, на постепенное усложнение.

Е.И. Тихеева отмечает, что рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1. Упражнение способности к наблюдению.

2. Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3. Развитие языка ребенка,

Е.И. Тихеева рекомендует при выборе игрушек соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.

МИ. Попова отмечает, что важно направлять внимание ребенка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать различные мыслительные операции, устанавливать причинные связи. В результате чего, считает М.И. Попова, у ребенка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Е.И. Тихеева рекомендует, ведя с детьми занятия по игрушкам руководствоваться следующими основными положениями:

■ игрушка должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности;

■ своим содержанием игрушка должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому игрушки должны предлагаться детям в соответствующей последовательности;

■ рассматривание игрушек может продолжаться до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание;

■ число игрушек, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано;

■ занятия по игрушкам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании воспитателем и детьми речевого общения.

Занятия по номенклатуре с неговорящими детьми сводятся к закреплению связи между предметом и словом и нахождению ребенком предмета по слову. Детям показывают игрушки знакомых предметов, причем название каждого предмета четко и многократно повторяется.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Решение задач с помощью составления уравнений в теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Рассмотрим этапы изучения этой темы. Во-первых, надо научить школьников решать пропорции. Основной способ их решения должен опираться на основное свойство пропорций. Когда эта цель будет достигнута, то можно показать использование свойств пропорций для упрощения их решения. Во-вторых, нужно научить ...

Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затруд ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР Ш уровня
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Леви ной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спи-ровой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60 ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru