Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его компоненты

Педагогика » Становление идивидуального стиля познавательной деятельности учащегося » Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его компоненты

Страница 1

В толковых словарях русского языка слово «стиль», происходящее от греческого stylos (буквально – заострённая палочка для писания на вощёных дощечках), трактуется как характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приёмов какой-нибудь работы. В философской точки зрения стиль определяется как «характерное физиогномическое единство каких-либо явлений человеческой жизни и деятельности, типичная форма его внешнего выражения». Надежная Доставка цветов в Камском Устье Цветочная лавка АЖУР.

В психологии термин «стиль» появился в психоаналитических работах А. Адлера. В 50–70-е годы ХХ века понятие стиль стали использовать для изучения механизмов индивидуальных различий в способах познания своего окружения. Это явление было обозначено термином «познавательный стиль». Вслед за М.А. Холодной можно признать: «В общем виде познавательный стиль – это индивидуально-своеобразный способ изучения реальности». К видам познавательных стилей, по М.А. Холодной, относятся стили кодирования информации, стили переработки информации (когнитивные стили), стили постановки и решения проблем (интеллектуальные стили) и стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили) В соответствии с этим в практике обучения важно различать учащихся с кинестетическим, визуальным или аудиальным стилями кодирования информации, учеников с аналитическим или синтетическим когнитивными стилями, учеников с импульсивным или рефлексивным стилями переработки информации и так далее. Наличие широкого разнообразия познавательных стилей означает, что в процессе обучения важно знать не только чему учить и как, но и то, какие стратегии и тактики применяют сами обучаемые при освоении окружающего мира, опыта деятельности и отношений, а также какими индивидуально-психологическими особенностями опосредуется выбор того или иного способа взаимодействия с предметной или коммуникативной средой.

Так, субъекты с аналитическим стилем переработки информации легче и быстрее вычленяют части, недостающие детали, лучше справляются со словарными заданиями, где необходимо определить и раскрыть значение слов, однако процесс сложения целого вызывает у них сложности. Школьники с аналитическим стилем легче обучаются в следующем режиме – низкий темп предъявления учебной информации, большое число повторений, малая вариативность заданий, акцент на произвольное запоминание. Учащиеся с синтетическим стилем лучше справляются с заданием на определение последовательности действий, легче вычленяют единый сюжет, быстрее и точнее находят сходство понятий, умеют систематизировать и компоновать имеющиеся данные, сложности вызывает выделение частей. Ученики с импульсивным стилем хуже, чем ученики с рефлексивным стилем, справляются с заданиями на решение проблем, где не указаны альтернативы ответов. В задачах на распознавание дети с рефлексивным стилем используют более консервативные стратегии, чем дети с импульсивным стилем, и поэтому оказываются более точными. Учащиеся с импульсивным стилем дают ответ быстрее, чем учащиеся с рефлексивным когнитивным стилем. Одни учащиеся нуждаются в чётком, иногда буквально пошаговом руководстве со стороны учителя, другие предпочитают инициативное, самостоятельное познание, не терпят опеки; одни лучше усваивают материал со зрительной опорой (дети с визуальным стилем кодирования информации), другие лучше воспринимают материал на слух (аудиальный стиль); у одних предшествующий опыт познания достаточно богат и на него легко опираться в дальнейшем развитии ребёнка, у других он может оказаться незначительным и приходится прилагать немало усилий, чтобы его обогатить. Становится очевидной необходимость учёта индивидуального характера познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Другое направление в исследовании стилевых явлений связано с разработкой теории индивидуального стиля деятельности (ИСД), созданной в нашей стране в середине ХХ столетия В.С. Мерлиным, Е.А. Климовым и их последователями в соответствии с принятой в советской философии и психологии концепцией деятельности.

Е.А. Климов даёт два определения индивидуального стиля деятельности. В узком смысле – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая совокупность отличительных черт в деятельности человека, то есть особенности целей, мотивов, способов деятельности, качественные особенности психики человека, проявляющиеся в деятельности.

В широком смысле ИСД есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешения своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего школьного возраста
В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. У детей младшего школьного возра ...

Разработка диагностического инструментария выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи
Целью практической части нашего исследования является изучение особенностей развития ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, и в соответствии с этим разработать систему работы по формированию данной формы речи. Для этого нами была составле ...

Школьный химический эксперимент: виды, требования, техника выполнения
Химический эксперимент имеет важное значение при изучении химии. Различают учебный демонстрационный эксперимент, выполняемый в основном преподавателем на демонстрационном столе, и ученический эксперимент – практические работы, лабораторные опыты и экспериментальные задачи, которые проводят учащиеся ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru