Становление идивидуального стиля познавательной деятельности учащегося

Педагогика » Становление идивидуального стиля познавательной деятельности учащегося

Изменения, произошедшие в нашем обществе, предъявляют новые требования к подрастающему поколению: быть самостоятельными, способными к самообразованию, инициативными.

Смена приоритетов в системе образования выдвигает в число наиболее важных и существенных задач развитие индивидуальности каждого ребёнка, формирование его активной позиции в постижении окружающего мира, приобщение к основам культуры познания. Поэтому в современной школе необходим поиск механизмов развития познавательной деятельности детей.

Актуальность педагогического обеспечения познавательного роста ребёнка очевидна в связи с падением интереса школьников к учению в современной массовой школе.

Каждый ребёнок по-своему познаёт окружающий мир, то есть по-своему воспринимает, перерабатывает и оперирует поступающей к нему информацией. Исследования в области когнитивной психологии выявили существование индивидуально-своеобразных способов познания. Изучение этих явлений имеет огромное значение для теории и практики обучения, поскольку познавательная деятельность – главный вид деятельности школьника.

Познавательная деятельность отличается особенно сложной структурной организацией и требует от субъекта, осуществляющего деятельность, использования адекватной системы методов, средств и разнообразия операционных возможностей. Индивидуальные, специфические возможности субъекта в таких случаях могут выдвигаться на первый план, определяя в упомянутой системе главную структуру, которая характеризуется понятием «индивидуальный стиль». При изучении наук человеку приходится решать познавательные задачи высшей сложности, и поэтому значительный успех достигается лишь в тех случаях, когда ему удаётся полноценно использовать преимущества своей индивидуальности и компенсировать её недостатки Б.Г. Ананьев отмечал, что максимальная успешность деятельности есть функция двух тесно взаимосвязанных факторов – направленности личности и индивидуального стиля деятельности.

По мнению ряда исследователей, решить проблему освоения школьниками познавательных приёмов позволяет формирование индивидуального стиля познавательной деятельности. Целенаправленно сформированный индивидуальный стиль деятельности не только обеспечивает её успешность, но является необходимым условием развития индивидуальности, субъектности, позволяет снизить утомляемость, уровень тревожности, что способствует сохранению здоровья учащихся.

Несмотря на многочисленные исследования индивидуального стиля учебной и других видов деятельности, нет полной ясности в определении понятия «индивидуальный стиль познавательной деятельности», теории формирования стиля, не разработаны методика формирования стиля познавательной деятельности младших школьников и способы оценки его сформированности.

Проблема становления индивидуального стиля познавательной деятельности представляет собой одну из наиболее важных и в то же время сложнейших проблем современной психологической науки. Психика и жизнедеятельность, обучение и развитие, биологическое и социальное, врожденное и приобретенное в психике человека – лишь некоторые из фундаментальных вопросов, которые прямым образом связаны с решением означенной проблемы.

Психологи имеют дело с познавательной деятельностью конкретных индивидов. Эта деятельность протекает или в условиях открытой коллективности – среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или сглазу на глаз с окружающим предметным миром. В каких бы, однако, условиях и формах не протекала деятельность человека, какую бы структуру она не приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества.

Цель данной работы – изучение условий, способствующих формированию индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности школьников (ИСУПД).

Объект исследования – учебно-познавательная деятельность.

Предмет исследования – индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психологическую сущность процесса становления индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его особенности и основные функции;

2. Изучить проблемы развития ИСУПД и пути их решения.

Смотрите также:

Характеристика математического образования на рубеже XIX–XX веков
Общее состояние математического образования во второй половине XIX - начале XX в. можно охарактеризовать следующим образом: • преподавание математики в начале рассматриваемого периода носило контекстный (а точнее - практико-ориентированный) характер; • к концу XIX века произошло осознание необходим ...

Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4» г. Рогачева. В эксперименте принимали участие 15 детей второй младшей группы:12 детей – 4 года, 3 ребенка – 3 года, в группе 9 мальчиков, 6 девочек. Цель исследовательской деятельности состояла в том, ч ...

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Про необходимость изменения приоритетов начального образования заговорили в 50-60 годы ХХ века, советские ученые Б.Г. Ананьев, Л.У. Зонков, Д.Б. Эльконин и др. выделили научно-практическую проблему связи обучения и развития младших школьников. Было установлено, изменение содержания и методов традиц ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru