Факторы, влияющие на формирование ИСУПД

Активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности, как потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении с товарищами и учителем.

На становление индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся значительную роль играют несколько факторов:

1. Особенности обучения конкретизируются и определенным образом преломляются через совокупность ряда условий. Среди них следует отметить: возраст учеников, стиль педагогического руководства учителя, особенности преподаваемого предмета и ту атмосферу учебной деятельности, которая создается коллективом учителей, работающих в классе. При этом в любом случае есть дети, которые ждут уроки по данному предмету, с интересом работают на уроке. И их активность обусловлена значимыми для личности ученика мотивами.

2. Методики личностно-ориентированного обучения, в большей мере удовлетворяют разнообразным потребностям ученика. Однако независимо от методики обучения существуют потребности, которые в учебной деятельности для ученика приобретают первостепенное значение, и такие, которые в этих условиях для него менее значимы. Так, на всех возрастных этапах особую значимость имеет удовлетворение потребности в новом знании, в самоутверждении, в творчестве, в благоприятном для ученика контакте с учителем. Мало осознается значение общения с товарищами в процессе коллективной работы, и с возрастом падает престиж такого фактора, как легкость достижения успеха. Характер общения учащихся между собой на уроке, и успешность учения для ученика очень значимы.

Возраст учащихся отражается в объяснении активности. Так, учащиеся 5 класса очень живо откликаются на все средства активизации. Они проявляют интерес к новым знаниям, творческим заданиям, к общению с товарищами и учителем, их радует возможность проявить свою активность, успех в работе, возможность в связи с этим получить хорошую оценку. Это связано с проявлением таких возрастных особенностей, как огромный интерес к любому новому знанию, стремление к любой форме активности и самоутверждению, большая потребность в благоприятном характере общения с учителем. У учащихся 7 класса наблюдается сдержанность учащихся в мотивации интереса к урокам по разным предметам. И эта тенденция с возрастом усиливается. Вместе с тем следует отметить, что в том случае, когда учащиеся активно работают на всех годах обучения, интерес к учению сохраняется и у старшеклассников, учеников 10 класса.

3. Существенные коррективы в проблему активности учащихся, особенно в 4-б классах, вносят особенности предмета. Так, при развивающем обучении в младших классах, учебным предметам трудно соперничать с математикой и физикой, даже если они изучаются по репродуктивной методике, их изучение требует большой умственной активности ученика. И в тех случаях, когда учителей математики и физики отличает гуманистический стиль педагогического руководства, интерес к урокам бывает высок и иногда превышает интерес к урокам по остальным предметам.

4. Очень значимым фактором в реализации особенностей обучения является стиль педагогического руководства. Как показывает анализ данного материала, мотив общения с учителем актуален на всех ступенях обучения. Вместе с тем следует отметить, что не только личность учителя и как наиболее существенное ее проявление – стиль педагогического руководства вносят коррективы в процесс обучения, но и методика существенным образом влияет на характер общения. Это обнаруживается, во-первых, в том, что для большинства учителей, характерен гуманистический стиль педагогического руководства, во-вторых, авторитарный стиль педагогического руководства имеет свои особенности. Это, как правило, люди с яркими индивидуальными качествами, глубоко знающие и любящие свой предмет, увлеченные преподаванием, на их уроках исключительно интересно. И требование, которое нередко предъявляется в категорической форме, объясняется стремлением достичь высокой отдачи.

5. Среди факторов, влияющих на активность ученика на уроках по отдельному предмету, следует указать и такой, как атмосфера общения в творческой активной деятельности, создаваемая коллективом работающих в классе учителей.

Итак, на основании изложенного можно сделать вывод, что методики личностно-ориентированного обучения обладают потенциальными возможностями активизации личности ученика, создавая условия для мотивации активности, стимулируют и развивают определенные потребности и в результате этого соответствующим образом влияют на формирование личности ученика, что в свою очередь является важным при формировании индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности.

Смотрите также:

Формирование навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики чело ...

Характеристика американских дошкольных образовательных программ
Дошкольное образование в США не отличается от основной системы образования – и у дошкольного образования нет единой системы. Различные дошкольные учреждения работают в рамках той или иной программы – краткосрочной или долгосрочной. В США существуют различные программы, рассчитанные на дошкольников. ...

Особенности личности и поведения дошкольников с нарушениями интеллекта в детском доме
Огромная проблема, с которой встречаются специалисты, работающие с детьми-сиротами, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению нарушений в сфере эмоционального развития, способствует пс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru