Факторы, влияющие на формирование ИСУПД

Активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности, как потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении с товарищами и учителем.

На становление индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся значительную роль играют несколько факторов:

1. Особенности обучения конкретизируются и определенным образом преломляются через совокупность ряда условий. Среди них следует отметить: возраст учеников, стиль педагогического руководства учителя, особенности преподаваемого предмета и ту атмосферу учебной деятельности, которая создается коллективом учителей, работающих в классе. При этом в любом случае есть дети, которые ждут уроки по данному предмету, с интересом работают на уроке. И их активность обусловлена значимыми для личности ученика мотивами.

2. Методики личностно-ориентированного обучения, в большей мере удовлетворяют разнообразным потребностям ученика. Однако независимо от методики обучения существуют потребности, которые в учебной деятельности для ученика приобретают первостепенное значение, и такие, которые в этих условиях для него менее значимы. Так, на всех возрастных этапах особую значимость имеет удовлетворение потребности в новом знании, в самоутверждении, в творчестве, в благоприятном для ученика контакте с учителем. Мало осознается значение общения с товарищами в процессе коллективной работы, и с возрастом падает престиж такого фактора, как легкость достижения успеха. Характер общения учащихся между собой на уроке, и успешность учения для ученика очень значимы.

Возраст учащихся отражается в объяснении активности. Так, учащиеся 5 класса очень живо откликаются на все средства активизации. Они проявляют интерес к новым знаниям, творческим заданиям, к общению с товарищами и учителем, их радует возможность проявить свою активность, успех в работе, возможность в связи с этим получить хорошую оценку. Это связано с проявлением таких возрастных особенностей, как огромный интерес к любому новому знанию, стремление к любой форме активности и самоутверждению, большая потребность в благоприятном характере общения с учителем. У учащихся 7 класса наблюдается сдержанность учащихся в мотивации интереса к урокам по разным предметам. И эта тенденция с возрастом усиливается. Вместе с тем следует отметить, что в том случае, когда учащиеся активно работают на всех годах обучения, интерес к учению сохраняется и у старшеклассников, учеников 10 класса.

3. Существенные коррективы в проблему активности учащихся, особенно в 4-б классах, вносят особенности предмета. Так, при развивающем обучении в младших классах, учебным предметам трудно соперничать с математикой и физикой, даже если они изучаются по репродуктивной методике, их изучение требует большой умственной активности ученика. И в тех случаях, когда учителей математики и физики отличает гуманистический стиль педагогического руководства, интерес к урокам бывает высок и иногда превышает интерес к урокам по остальным предметам.

4. Очень значимым фактором в реализации особенностей обучения является стиль педагогического руководства. Как показывает анализ данного материала, мотив общения с учителем актуален на всех ступенях обучения. Вместе с тем следует отметить, что не только личность учителя и как наиболее существенное ее проявление – стиль педагогического руководства вносят коррективы в процесс обучения, но и методика существенным образом влияет на характер общения. Это обнаруживается, во-первых, в том, что для большинства учителей, характерен гуманистический стиль педагогического руководства, во-вторых, авторитарный стиль педагогического руководства имеет свои особенности. Это, как правило, люди с яркими индивидуальными качествами, глубоко знающие и любящие свой предмет, увлеченные преподаванием, на их уроках исключительно интересно. И требование, которое нередко предъявляется в категорической форме, объясняется стремлением достичь высокой отдачи.

5. Среди факторов, влияющих на активность ученика на уроках по отдельному предмету, следует указать и такой, как атмосфера общения в творческой активной деятельности, создаваемая коллективом работающих в классе учителей.

Итак, на основании изложенного можно сделать вывод, что методики личностно-ориентированного обучения обладают потенциальными возможностями активизации личности ученика, создавая условия для мотивации активности, стимулируют и развивают определенные потребности и в результате этого соответствующим образом влияют на формирование личности ученика, что в свою очередь является важным при формировании индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности.

Смотрите также:

Кoмплeкc мeтoдичecких приeмoв фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкaх мaтeмaтики
Oбщeизвecтнo, чтo тeoрeтичecкиe acпeкты иccлeдoвaния пeрecтaют быть знaчимыми бeз рaccмoтрeния мeтoдичecких ocнoв рeaлизaции дaннoй прoблeмы. Cлeдoвaтeльнo, пeрeчиcлим мeтoдичecкиe приeмы, кoтoрыe в кoмплeкce cпocoбcтвуют фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкa ...

Концептуально-технологические аспекты стимулирования процессов самовоспитания в подростковом возрасте
Среди значительных работ по самовоспитанию стоит отметить вклад таких отечественных ученых как Каптерев П.Ф., Маралов В. Г., Селевко Г. К. Мысль о самодеятельности и ее роли в развитии личности - одна из основных во всем педагогическом наследии П.Ф.Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье ...

Характеристика Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада № 9 комбинированного вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида существует 35 лет. Функционируют 11 групп. Списочный состав 250 человек, в том числе 85 детей раннего возраста и 165 дошкольного. В среднем детский сад посещает 200 – 210 человек. Имеется спортивный и тренажерн ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru