Пути развития ИСПД школьников

Исследования ученых показывают, что у 69% младших школьников индивидуальный стиль не сформирован. Традиционная практика обучения не содействует развитию ИСПД, а, напротив, ведёт к «ломке» природного своеобразия способов познания. В подаче информации и контроле за её усвоением в школе преобладает словесно-речевой способ. В итоге дети со словесно-знаковым познавательным стилем оказываются в выгодном положении, а ученики с визуальным, предметно-практическим и чувственно-сенсорным стилями при получении и воспроизведении знаний теряют около 30% информации, не достигают успеха в учебно-познавательной деятельности и становятся «неуспевающими», «недисциплинированными» учащимися, «не желающими» учиться. В связи с этим можно определить направления работы, необходимые для формирования ИСПД:

учёт индивидуальных познавательных особенностей учащихся,

развитие познавательной мотивации, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер,

психологическое просвещение школьников,

обогащение способов познавательной деятельности.

Для развития познавательной мотивации, положительного отношения к познавательной деятельности, волевых качеств учащихся в учебном процессе необходимо использование методов активного обучения, создание ситуаций успеха в процессе познания, эмоциональное насыщение учебного материала, обращение внимания детей не только на содержание осваиваемого материала, но и на способы его познания, задания, требующие применять знания в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной деятельности.

Для формирования индивидуального стиля позитивное значение имеет психологическое просвещение учащихся. Оно предполагает проведение дополнительных занятий по развитию познавательных процессов учащихся (восприятия, памяти, мышления, воображения), выявлению индивидуальных различий в познании, самопознанию школьников и формированию доступных для младшего школьного возраста навыков рефлексии. Развитию умений рефлексии способствуют диалогические формы обучения, введение рефлексивного этапа урока и заданий, требующих самоанализа, – например, «Самоанализ по ладошке». Обогащающее обучение означает расширение познавательного опыта учащихся на уроках эффективными приёмами познания без «ломки» индивидуального своеобразия, развитие индивидуальных свойств, способствующих достижению успеха в познавательной деятельности, и обучение механизмам компенсации недостатков. В соответствии с идеей обогащающего обучения обязательными стали задания на развитие способности к словарно-образному и сенсорно-словарному «переводу».

Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников возможно, если:

– в образовательном процессе создаются указанные выше психолого-педагогические условия развития и актуализации стиля; - организуется взаимосогласованная деятельность педагога, психолога, учащихся и их родителей по четырём названным направлениям; - используются следующие средства: дифференцированная групповая и индивидуальная самостоятельная формы работы учащихся; эвристический, проблемный и исследовательский методы обучения; приёмы индивидуализированной работы с учащимися с различными познавательными стилями, стимулирования интереса к способам познавательной деятельности, развития рефлексии и умений саморегуляции; задания по обогащению познавательных умений.

Смотрите также:

Методы сбора первичной информации
“Сокровища не соберешь без горя и без муки,Бутоны розы не сорвешь, не оцарапав руки”. Джами Всякое исследование начинается со сбора первичной информации об исследуемом процессе. Первое, что мы делаем – это выясняем, что представляют собой собираемые нами данные. Все методы сбора информации направле ...

Организация практических занятий по развитию лексических навыков речи
Поскольку в данной работе исследуется и изучается обучение лексике как основному компоненту речевой деятельности, то целью в ходе практики явилось выявление наиболее эффективных приёмов обучения лексике иноязычной речи. Объектом исследования был процесс обучения лексике как главному компоненту рече ...

Сколько в нас кремния
Наше обычное равнодушие к горным породам и кирпичам, которому способствует традиционное размежевание между неорганической и органической химией (а также теория витализма), обусловливает игнорирование возможностей роли кремния в живых организмах. Таким образом, 12% (или около этого) SiO2, обнаруженн ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru