Система работы по формированию ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи

Педагогика » Развитие ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста » Система работы по формированию ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи

Страница 1

У детей младшего дошкольного возраста диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное - понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, так как именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи. В ходе изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования нами было выявлено, что ситуативная речь, формой реализации которой является диалог, предшествует контекстной связной речи - формой реализации которой является монолог. Однако когда эта контекстная речь у ребенка развивается, то она, как уже сказано, и как это подтверждает и простое наблюдение и специальное исследование таких авторов как А.М. Леушиной, А.А. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, не вытесняет ситуативной речи и не приходит ей на смену, ребенок начинает все совершеннее и адекватнее, уместнее пользоваться то той, то другой - в зависимости от конкретных условий, от содержания сообщения и характера общения. "Ситуативная" и "контекстная" речь сосуществуют у ребенка, а также присутствует и у взрослого человека. По мнению исследований Л.С. Рубинштейна, переход от одной формы речи к другой происходит в среднем дошкольном возрасте. Следовательно, необходимо уделять должное внимание развитию ситуативной речи у детей дошкольного возраста, а в частности детей с комплексными речевыми нарушениями, которые без специально организованной помощи учителя-логопеда, воспитателя, не смогут самостоятельно овладеть данной формой речи. На основании полученных низких результатов в ходе исследования ситуативной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями не сложно предположить, что этап перехода от ситуативной речи к контекстной будет более затяжным и должного развития контекстной связной речи не будет.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования, определив уровень развития ситуативной связной речи у детей с комплексными речевыми нарушениями, нами была разработана система работы по формированию данной формы речи у детей среднего дошкольного возраста. Целью, которой и является развитие ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста и подготовка детей к переходу к контекстной связной речи.

Формирующий этап эксперимента начался в ноябре 2011 года и продолжался до конца апреля 2012 года. С детьми экспериментальной группы была продолжена работа, цель которой определить эффективность разработанной системы по развитию ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями. С этой целью два раза в неделю во вторую половину дня с детьми экспериментальной группы проводились индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с предложенной системой. Дети контрольной группы обучались по общепринятой системе коррекционной работы, направленной на преодоление общего недоразвития речи.

При разработке системы работы по формированию ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи были определены следующие основные задачи:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении
Вопрос структуры и содержания деятельности преподавателя неоднократно обсуждался в педагогической литературе (О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский, Ф.Н.Гоноболин, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др. ...

Выявления уровня сформированности речевых умений на констатирующем этапе эксперимента
Основными задачами констатирующего этапа эксперимента является выявление сформированности устной и письменной речи учащихся по следующим показателям: 1) полнота ответа. 2) умение оперировать понятиями. 3) умение обосновать свою точку зрения. Для этого детям предложили письменно задания на карточках ...

Разработка программы по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
Цель программы:· создание психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;· апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.Задачи:1. Формирование знаний о психолого-педагогических особеннос ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru