Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изучение технологии является закономерным процессом в развитии природы и общества.
Содержание обучения представляет собой систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание школьного образования определяется объективными и субъективными потребностями общества. К объективным факторам относятся развитие науки и техники, технических основ производства, духовной жизни общества. К субъективным факторам относятся политика правящих классов общества, нравственные устои общества, методологические позиции ученых.
Изучение теоретических основ формирования эстетических знаний и умений по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов выявило необходимость в проведении анализа содержания обучения учащихся в образовательной области «Технология». Введение в школы, гимназии, лицей образовательной области «Технология» коренным образом меняет содержание учебного предмета «Трудовое обучение». Анализ структуры обучения позволяет сделать вывод о возрастной дифференциации содержания образовательной области «Технология», определяемой сенситивными периодами развития школьников. Изучение «Технологии» в школе условно распределено на 4 этапа: начальная трудовая подготовка в 1 – 4 классах, общетрудовая подготовка в 5 – 7 классах, профильное трудовое обучение в 8 – 9 классах, углубленное трудовое или профессиональное обучение в 10 – 11 классах. Это предполагает использование линейно-концентрического принципа. Содержание обучения учащихся, основные знания и умения, формируемые у школьников на занятиях по технологии отражают в важном педагогическом документе – учебной программе. Изучение новой интегративной образовательной области «Технология» в Краснодарском крае ведется по базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования Российской Федерации с использованием региональных компонентов. Проведем сравнительный анализ региональной и федеральной образовательных программ по «Технологии» в 1 – 9 классах общеобразовательной школы. Исходные данные для анализа приводятся в таблице № 1).
Таблица 1
Сводная таблица
анализа содержания федеральной и региональной программ «Технологии»
Разделы и темы |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. | |||||||||
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р | |
Вводное занятие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Личная гигиена и гигиена жилища |
6 |
6 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
Кулинария |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
11 |
9 |
14 |
10 |
14 |
10 |
6 |
6 |
4 |
4 |
Цветы в доме |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
- |
6 |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Семейные праздники |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ремонт и переплет книг |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Работа с природным материалом |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Рукоделие |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
8 |
8 |
10 |
10 |
8 |
10 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
- |
Сельскохозяйствен. труд |
10 |
10 |
12 |
12 |
16 |
16 |
12 |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Элементы техники. Электротехника |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обработка бумаги и картона |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обработка ткани (ручные работы) |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Интерьер жилого дома |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
- |
Уход за ребенком |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Элементы материаловедения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 |
2 |
6 |
2 |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
Элементы машиноведения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ремонт одежды и уход за ней |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
Проектирование и изготовление одежды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
14 |
26 |
16 |
28 |
22 |
22 |
22 |
24 |
24 |
Культура поведения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Основы домашней экономики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 |
12 |
12 |
Профессиональная карьера |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 |
12 |
12 |
ИТОГО: |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
Особенности словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л.С. Выготского читаем: «Значение слов с психологической стороны…есть не что иное, как обобщение или понятие. …Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают назван ...
Об экономическом развитии России до 2015 года
Несколько лет назад Министерством Экономического Развития РФ был представлен прогноз экономического развития России до 2015 года, разработка которого проводилась с целью ответить на вопрос, в какой мере российской экономике удастся решить стоящие перед ней системные задачи - ускорения развития (удв ...
Методы и приемы диагностического исследования уровня сформированности пересказа
у детей дошкольного возраста с ОНР III
уровня
Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компен ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.