Анализ данных, приведенных в таблице № 2, позволил сделать вывод, что из общего количества часов, отводимых бюджетом программы на изучение раздела «Рукоделие», 60% рассматривается на уроках технологии в начальных классах и 40% на уроках технологии в 5 – 7 классах. В 1 классе формирование эстетических знаний и умений по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов закладывается при обучении в разделе «Рукоделие» основам вязания крючком. Всего отводится на этот раздел 8 часов: 4 часа на знакомство с традициями ручного вязания, как одним из видов декоративно-прикладного творчества, на знакомство с инструментами и материалами. Учащиеся учатся правильно подбирать нитки для различных изделий, приемам работы, получают первоначальные навыки образования петель и обработки волокнистых материалов. Также с первого класса у учащихся закладываются понятия о законах составления узоров, о законах эстетики.
Во 2 классе отводится на раздел «Рукоделие» 10 часов, где продолжается работа по обучению вязанию крючком простейших изделий: закладки, пояса, а также начинают знакомиться с правилами вязания на спицах, получают практические навыки набора петель на спицы. Дополнительно отводится 4 часа на изучение азов плетения и ткачества, где учащиеся знакомятся с видами ручного плетения и переплетением нитей в тканях. Более подробное изучение переплетений проводится в 5 классе в разделе «Материаловедение».
В 3 классе также «Рукоделие» изучается в течение 10 часов. Продолжается работа по обработке края изделия крючком. Дети приобретают навыки эстетической отделки носовых платков, салфеток. Углубляются знания и умения учащихся по вязанию на спицах: изучается образование лицевой петли и выполнение одежды на кукол с помощью вязания лицевого полотна. Также углубляются знания по изготовлению изделий на ткацкой рамке и навыки по выполнению двухцветных салфеток, ковриков.
В 4 классе завершается формирование начальных знаний и умений по обработке волокнистых материалов. На изучение раздела «Рукоделие» отводится 8 часов. Учащиеся получают навыки по вязанию простейших ажурных изделий крючком и выполняют узкие кружева, манжеты. На вязание спицами отводится всего 2 часа, где дети закрепляют полученные ранее знания, умения и навыки и применяют их при выполнении примитивной одежды для кукол. Также расширяют свои знания о выполнении гобеленов на ткацкой рамке, изготавливают многоцветные небольшие панно. На этом заканчивается формирование эстетических знаний и умений при изучении раздела «Рукоделие» в начальной школе. Таким образом, содержание трудового обучения младших школьников закладывает существенные эстетические основы для реализации дальнейшей подготовки учащихся к трудовой деятельности по законам эстетики.
Как отмечалось раньше, в концентре средней школы раздел «Рукоделие» изучается только в 5 – 7 классах.
В 5 классе на изучение данного раздела отводится 10 часов. Но если в региональной программе все 10 часов отводятся только на знакомство с вышивкой и простыми декоративными швами, то в федеральной программе предусматривается 6 часов на изучение вышивки и 4 часа на обучение лоскутной пластике. Эстетические знания и умения, формируемые при изучении вышивки включают в себя знакомство с вышивкой как одним из самых древних видов декоративного искусства, применение вышивки в народном и современном костюме, подбор и перевод рисунка на ткань, подготовку ткани и инструментов к работе, технологию выполнения простейших ручных швов (стебельчатый, тамбурный, вперед иголку и др.), изготовление салфетки для закрепления полученных навыков выполнения простейших декоративных швов. При изучении лоскутной техники, формируются знания об используемых материалах, о технологии соединения деталей между собой в зависимости от стилистического и конструкционного решения, о сочетании различных видов тканей.
Социально-педагогический подход в системе клубов по
месту жительства
Подход - это ориентация руководителя, специалиста образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Это также комплексное педагогическое средство, котор ...
Использование информационных технологий мультимедиа на уроках
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимеди ...
Первый этап в математике конечных количеств
Математика конечных количеств начинается с понимания конечного количества. Формирование такого понимания достигается благодаря отношению «одинаковое-разное». Объединяя группу предметов в единое целое ребенок видит одинаковое в них. Такая одинаковость рождает первое качественное состояние в содержан ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.