Учащиеся получают практические умения и навыки по изготовлению из лоскутов салфеток, прихваток, грелки на чайник. Полученные знания и умения эстетического оформления изделий вышивкой или лоскутной пластикой учащиеся применяют в дальнейшем при изготовлении фартука и выполнении творческого проекта.
В 6 классе федеральной программы образовательной области «Технология» на раздел «Рукоделие» отводится 8 часов на изучение вышивки, в региональной программе отводится 10 часов, но изучается вязание на спицах. При изучении вышивки углубляются знания и умения, полученные в 5 классе, формируются эстетические понятия: композиция, ритм, раппорт, симметрия, ассимметрия, диссимметрия и т.д. (см. Приложение 9 «Словарь эстетических терминов»).
Девочки обучаются технологии выполнения счетных швов (роспись, крест, набор, счетная гладь и др.). Закрепляются полученные навыки изготовления сувениров с использованием вышивки. При обучении вязанию на спицах у учащихся синтезируются полученные знания и умения о вязании на спицах, набору и образованию петель, углубляются и добавляются знания об увеличении и уменьшении вязального полотна и выполнению сложных ажурных узлов.
В 7 классе завершается изучение раздела «Рукоделие», отводится на него 6 часов, посвященных вязанию крючком. У учащихся углубляются полученные ранее знания, умения и навыки работы крючком, формируются понятия о технологии выполнения сложных узоров и схематической его записи, а также эстетические умения по отделке одежды и предметов быта.
Проведя анализ формируемых эстетических знаний и умений по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов, мы сделали вывод о недостаточности количества учебного времени, отводимых на изучение раздела «Рукоделие» и о сравнительно небольшом диапазоне изучаемых видов декоративно-прикладного творчества. Исходя из вышесказанного, предлагаем авторский компонент раздела «Рукоделие» образовательной области «Технология» в следующей таблице:
Таблица 3
Авторская программа раздела «Рукоделие» в 5 – 9 классах
|
Разделы и темы |
Количество часов | ||||
|
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. | |
|
Вышивание простыми декоративными швами |
6 | ||||
|
1. Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства. | |||||
|
2. Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке. Простейшие ручные швы. | |||||
|
3. Изготовление салфетки. | |||||
|
Мягкая игрушка |
4 | ||||
|
1. Подготовка материалов и инструментов. Раскрой деталей. | |||||
|
2. Соединение деталей игрушки. Эстетическая отделка изделия. | |||||
|
Вязание крючком |
6 | ||||
|
1. Приемы вязания крючком. Узоры для вязания крючком. | |||||
|
2. Вязание крючком сложных ажуров. Изготовление салфетки. | |||||
|
3. Выполнение цветка «гвоздичка». Составление букета. | |||||
|
Бисероплетение |
4 | ||||
|
1. Приемы нанизывания бисера. | |||||
|
2. Изготовление браслета в технике. Мозаика. | |||||
|
Вязание спицами |
6 | ||||
|
1. Орнамент в вязальных изделиях. Вязание на двух спицах. | |||||
|
2. Вязание на пяти спицах. Расчет количества пряжи. | |||||
|
3. Вязание пинеток на двух спицах. | |||||
|
Аппликация |
4 | ||||
|
1. Особенности обработки деталей аппликации из различных тканей. | |||||
|
2. Выполнение образцов аппликации. | |||||
|
Вышивка в технике счетных узлов |
6 | ||||
|
1. Законы и приемы композиции. | |||||
|
2. Выполнение счетных узлов. | |||||
|
3. Изготовление сувенира. | |||||
|
Макраме |
4 | ||||
|
1. Способы выполнения различных узлов. | |||||
|
2. Изготовление панно. | |||||
|
Вышивка гладью |
8 | ||||
|
ИТОГО: |
10 |
10 |
10 |
10 |
8 |
Особенности сочинения как формы работы на уроках русского языка
Среди других видов работы по русскому языку сочинение занимает исключительно важное место. Именно в процессе создания сочинения ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать мировосприятие и очертить круг интересующих его проблем. Этот вид работы позволяет обнаружить как ур ...
Моделирование как средство формирования системных
знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Исследователи (Л.А. Венгер, Г.А. Глотова) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, конструирование и т.д.), однако дошкольники осваивают лишь основы моделирования, что проявляется в умени ...
Деятельностная технология и принципы ее построения
В этом параграфе мы бы хотели рассмотреть цели, задачи и принципы технологии деятельностного метода и понять ее роль в формировании речевых умений. С 1 сентября 2011 года все школы РФ переходят на новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) второго поколения ориентированны ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.