Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 1

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде, и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, но требования программы "Развитие", по которой, работает наш детский сад, сосредоточены не на содержании сообщаемого детям материала (конкретные знания, умения и навыки), а на способах овладения этим материалом, на организацию деятельности по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей, в чем и оценивается значимость моделирования в формировании у детей системных знаний о труде взрослых.

В программе "Развитие" основное место занимают разделы, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Раздел "Ознакомление с окружающим", в который входит подраздел "Ознакомление с трудом взрослых" в программе "Развитие" заменен разделами "Ознакомление с пространственными отношениями" и "Развитие элементов логического мышления", в которых упущена тема формирования знаний о труде взрослых.

В основу программы "Развитие" легло два теоретических положения:

Первое - это теория А. В, Запорожца о само ценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребенка - это его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности (нельзя переносить в ДОУ школьные формы образования, необходимо разрабатывать новые, отвечающие особенностям, детей дошкольного возраста пути развития ребенка).

Второе теоретическое положение - это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка - это способности.

Таким образом, в результате своей профессиональной деятельности я стала перед проблемой необходимости формирования у детей знаний о труде взрослых с учетом теоретических концепций программы "Развитие".

Изучив доступность и практическую значимость метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста, положенного в основу программы "Развитие", я определила необходимость и целесообразность использования этого метода в работе с детьми по формированию системных знаний о труде взрослых.

На основе полученных результатов проведенной диагностики, мною были выделены этапы формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников посредством моделирования. Их последовательность была определена необходимостью учета положения о том, что познавательный интерес к труду взрослых не отделим от определенного объема знаний и умений, от достаточного запаса личного опыта (О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер).

Знакомство детей с моделями, которые уже существуют и используются человеком. Вступая в жизнь, ребенок не только познает мир людей, вещей, но и учится понимать мир условностей, мир знаков, символов, моделей, обозначающих реальные вещи и явления. Поэтому первый этап направлен на ознакомление дошкольников с моделями.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых с помощью моделей. Именно модели представляют общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату, количество компонентов. Ребенку легче понять, что отсутствие хотя бы одного компонента нарушает весь процесс, и результат, не может, быть достигнут.

Использование детьми модели трудового процесса для познания труда взрослых, для контроля и организации собственной результативной деятельности, что позволяет детям применять модели для самостоятельного познания известных трудовых процессов.

Для формирования у детей системных знаний о труде взрослых мною были использованы различные методы и приемы: проведение занятий, дидактических игр, разыгрывание ситуаций, упражнений, совместная деятельность взрослых и детей. Данные методические формы взаимодополняют друг друга.

Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости. Таким образом, применение моделей приводит к значительно более осознанному и глубокому освоению той области действительности, которая служит содержанием моделей. Поэтому, я посчитала возможным определить и сформировать элементарную систему знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста с помощью моделирования.

Прежде чем раскрывать особенность формирования системных знаний о труде взрослых на основе метода моделирования мне хотелось бы остановиться на видах моделирования.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Методы и приемы диагностического исследования уровня сформированности пересказа у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компен ...

Характеристика пересказа у детей с ОНР III уровня
Нарушение связной речи (пересказа), один из симптомов общего недо развития речи. III уровень речевого развития предполагает наличие разверну той фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ог раниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, кото рым придается то или иное значение в з ...

Выявление уровня сформированности системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Проблема выявления знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня знаний о труде взрослых дает воспитателю возможность верно определить содержание, найти оптимальные средства и методы воспи ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru