Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 2

В дидактике выделены три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности, взаимосвязь объектов.

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т.д.

Для детей дошкольного возраста доступными являются первые два вида моделей.

Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны и поэтому без подачи общего представления о профессии не возможно рассматривать структуру трудового процесса. Поэтому во второй младшей группе детского сада я начинаю знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим я знакомлю детей со схематичным изображением профессии тем самым подготавливая детей к восприятию предметно-схематичного изображения структуры трудового процесса. Так же знакомила детей с теми схематичными изображениями, которые встречаются им в повседневной жизни. В детском саду это знаки, обозначающие вход и выход в помещении, лестничные марши, щетки пожарной безопасности, дорожные знаки, символика уголка дежурства и другие. На этом этапе дети устанавливают связь "реальность - модель" в практической ситуации. Так, дети адекватно производили сравнения реального содержания и модели (например, лестница и модель лестницы), вербально разделить замещаемое и замещающее (реальность, модель), сравнить по существенным признакам предмет и модель. Успешность установления связи "реальность - модель" зависит от степени сходства предмета и модели. Если модель не сохраняла черты подобия предмету, дети могли затрудняться.

Так при рассматривании менее сходного предмета и модели количество выделяемых признаков сходства сокращалось, иногда выделить общее не мог ни один ребенок. Необходимость сопоставления предметов с их изображением в играх позволила развивать умение устанавливать данную связь, повышала интерес к обследованию предметов. Так в игре "Путешествие по городу" детям было предложено определить по изображениям где, что находится (аптека, почта, булочная, и т.д.). Затем игра усложнялась, дети подбирали картинки сами, выполняя предложение взрослого - угадать, как можно показать, что в этом доме находится аптека, мастерская по ремонту замков, молочный магазин и прочее. Количество картинок увеличивалось. Здесь дети часто не просто выбирали предложенные изображения, но и придумывали свои.

Далее я знакомила детей с тем, что схематичным изображением можно обозначить не только предметы но и действия. Таким образом, дети были подготовлены к восприятию структуры трудового процесса.

Это предварительное освоение модели является условием ее использования в структуре трудового процесса и организации собственной деятельности.

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами

Постановка цели и мотивация трудового процесса.

Отбор предметов труда.

Трудовое оборудование.

Порядок трудовых действий.

Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

На протяжении второй младшей группы я последовательно знакомила детей со всеми трудовыми процессами сотрудников детского сада. В ходе наблюдения конкретных трудовых процессов раскрывала детям цель и мотивы деятельности, обращала внимание детей на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость

Далее, на основе предметных моделей я начинаю знакомить детей со структурой трудового процесса, то есть построение лесенки. Весь процесс ознакомления детей с трудом взрослых на основе метода моделирования можно разделить на три этапа:

Овладение самой моделью (средняя группа).

Замещение предметно-схематической модели схематической моделью и формирование с ее помощью обобщенных знаний о структуре трудового процесса (старшая группа).

Использование детьми модели трудового процесса для контроля и организации собственной результативной деятельности.

Итак, у детей средней группы необходимо сформировать обобщенное представление о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами на основе предметно-схематической модели. На основе модели я показываю постепенное движение трудового процесса от замысла к результату. Наличие всех пяти компонентов (цель, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда). Модель помогает ребенку осознать, что при пропуске хотя бы одного компонента нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. В этом возрасте нижняя ступенька обозначает замысел, цель труда. Над ней надстраивается вся лесенка. Соотнесение ступеньки к компоненту трудового процесса достигается сначала тем, что на ступеньку мы помещаем рисунок предмета, который задумали сделать (цель труда); на вторую ступеньку картинку с изображением материала, из которого нужно сделать предмет; на третью ступеньку помещаем картинку с изображением инструментов, необходимых для работы; на четвертую - картинки, изображающие основные действия трудового процесса; на пятой ступени располагаем картинку с изображением результата труда, то есть тот предмет, который должны получить в результате трудового процесса. Таким образом модель показывает ребятам количество и порядок введения компонентов в трудовой процесс. Результат достигается, если представлены все компоненты в порядке их следования.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Экспериментальное внедрение проблемного обучения в учебный процесс
При создании экспериментальной части данного исследования была определена цель, гипотеза, а также поставлены задачи к выполнению. Цель эксперимента состояла в том, чтобы проверить насколько эффективно применение методики на уроках информатики. Была выдвинута гипотеза: если разработанные и проведенн ...

Кoмплeкc мeтoдичecких приeмoв фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкaх мaтeмaтики
Oбщeизвecтнo, чтo тeoрeтичecкиe acпeкты иccлeдoвaния пeрecтaют быть знaчимыми бeз рaccмoтрeния мeтoдичecких ocнoв рeaлизaции дaннoй прoблeмы. Cлeдoвaтeльнo, пeрeчиcлим мeтoдичecкиe приeмы, кoтoрыe в кoмплeкce cпocoбcтвуют фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкa ...

Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru