Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 3

К концу средней группы формирование системных знаний о труде взрослых переходит на второй этап, который направлен на замещение предметно-схематической модели схематической моделью. Процесс замещения осуществляется постепенно (от представления компонентов труда в виде картинок с изображением предметов и последовательности выполнения действий к замене картинок на схематичное изображение процесса). Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинке, обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель - это звезда; предмет труда - это схематичное изображение материала; инструменты труда - схематичное изображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется на схематичное изображение руки и результат труда - это изображение двух звездочек. О том, какими элементами мы будем заменять предметные картинки, договариваемся совместно с детьми.

В старшей группе я продолжаю знакомить детей с трудовым процессом на основе модели-лесенки со схематичным изображением трудового процесса и так же постепенно усложняю модель структуры трудового процесса, заменяя его компоненты на фишки разного цвета. В данном случае каждый цвет фишки относится к определенному компоненту деятельности, где мы с ребятами снова договариваемся, какой цвет фишки будет соответствовать какому компоненту трудового процесса. В этой группе так же усложняются знания детей о профессиях: если в младшей и средней группах дети знакомились с профессиями сотрудников детского сада (профессии близкие к окружению детей), то теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, парикмахер, продавец, строитель и т.д.

По мере освоения детьми значения каждой ступеньки-лесенки и понимания ее значимости в достижении результата модель изменяется, становится более схематичной: сначала мы убрали предметные картинки, раскрывающие значение каждой ступени, и заменили их более схематичным изображением, затем схематичное изображение заменили фишками разного цвета, далее заменяем их на фишки одного цвета - красные, если выбор компонента правильный, и черными, если выбор ошибочный.

Введение схематической модели на втором этапе позволяет перевести детей к обобщенному отражению трудовых процессов, отвлекаясь от их конкретного содержания.

Модель дает возможность успешно знакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней удобно строить наблюдения за трудовой деятельностью взрослых на экскурсиях, модель трудового процесса облегчает проведение бесед для обобщения знаний детей о профессиях.

В работе с детьми подготовительной группы по ознакомлению детей с трудом взрослых модель процесса труда изменяется - убираются ступеньки а фишки заменяются графическим изображением. Происходит постепенный переход на третий этап моделирования. Здесь модель трудового процесса позволяет учить детей умению контролировать и анализировать их собственную продуктивную деятельность. Овладев моделью, дети могли не только полно охарактеризовать любую профессию, раскрыть сущность трудового процесса, перенести его в свою игру, но и организовать собственную результативную деятельность.

Таким образом, использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление, которое перерастает в планирующую функцию мышления при выполнении собственной трудовой деятельности.

Проанализировав учебный процесс выпускников моей группы, можно сделать вывод, что данная работа по формированию системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования, дала детям возможность быстро включиться в учебную деятельность, облегчить адаптационный период детей в школе, быть более ответственными к выполнению домашних заданий, легко переключаться с одного учебного предмета на другой.

Для эффективности работы по формированию системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования, профильные специалисты (психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и плаванию) в работе с детьми на занятиях также используют модели.

Работа по формированию системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования, позволила изменить процесс ознакомления с трудом взрослых и доказать, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний о структуре трудового процесса.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Этапы развития речи ребенка
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, ...

Использование семантических образов
Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности учащихся является учет их семантики в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению. Как мы уже указывали, именно этот аспект наименее ра ...

Анализ программ дошкольного и школьного обучения начальной математике
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. В программе обучения дошкольников имеется 4 блока изучения математических понятий: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru