Как указывалось выше, сенсорное развитие детей с нарушением интеллектуального развития имеет свои особенности и проявляется в несформированности сенсорных эталонов. Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются:
изучение особенностей усвоения эталонов цвета дошкольниками с нарушением интеллекта;
изучение особенностей усвоения эталонов формы дошкольниками с нарушением интеллекта;
изучение особенностей усвоения эталонов величины дошкольниками с нарушением интеллекта.
Исследование проводилось на базе двух детских садов:
ЦЛПиДО Центр лечебной педагогики и дошкольного образования г. Краснокаменск;
МДОУ №4 "Тополек" г. Краснокаменск.
В эксперименте принимали участие 24 ребёнка, возрастом пять - шесть лет.12 детей с нормальным психическим развитием и 12 детей с нарушением интеллекта легкой степени. Пятеро детей находятся в коррекции первый год, остальные (восемь) посещают специальные группы второй год.
Дети шли на контакт, доброжелательно относились к процедуре исследования. Добровольно выполняли задания, проявляли к ним интерес. Некоторые дети проявляли желание ещё раз "позаниматься".
Констатирующий эксперимент включал следующие методики (Катаева А.А., Стребелева Е. А.):
1). Методика "Цвета";
2). Методика "Формы";
3). Методика "Сложи полоски";
4). Методика "Определи, у кого какой предмет".
Количественные данные, полученные при проведении методики "Цвета" представлены в таблицах 1 и 2 и на рисунке 1.
Таблица 1
Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)
|
Категория детей |
Выбор основного цвета при назывании его взрослым |
Называние основного цвета |
Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым |
Называние дополнитель-ного цвета |
|
Дети с нормальным развитием |
100 |
100 |
91,7 |
83,3 |
|
Дети с нарушением интеллекта |
91,7 |
83,3 |
50 |
33,3 |
Таблица 2
Восприятие дошкольниками с нарушением интеллекта основных и дополнительных цветов
|
Ф.И. ребенка с нарушением интеллекта |
Выбор основного цвета при назывании его взрослым |
Называние основного цвета |
Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым |
Называние дополнитель-ного цвета |
|
Вова К. Костя В. Вика С. Сережа В. Вася Т. Тарас Б. Белла Р. Рита Б. Боря Д. Дина Н. Настя Л Леня Ш. |
+ + + + + + + + + + + |
+ + + + + + + + + + |
+ + + + + + |
- + + + + |
|
%/кол-во правильно ответивших |
91,7/11 |
83,3/10 |
50/6 |
33,3/4 |
Взгляды русских и советских психологов
Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к «сцеплению» ассоциаций. За реальность прин ...
Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...
Психологические основы формирования словаря при использовании игрушки
Л.С. Выготский отмечает, что познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучш ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.