Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Педагогика » Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всего последующего развития ребёнка и для подготовки его к будущей творческой, общественно полезной деятельности.

нарушение интеллект зрительное восприятие

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко, А.А. Катаевой, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.

В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с нарушением интеллекта было уделено меньше внимания. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно зрительного восприятия менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность зрительного восприятия позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, а, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость и пр.

Итак, проблема формирования зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта является мало разработанной. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день.

Цель работы: изучение особенностей развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Объектом исследования данной работы является процесс развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования - формирование зрительного восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта.

Задачи:

1) раскрыть значение зрительного восприятия в формировании других психических функций у детей дошкольного возраста;

2) рассмотреть особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

3) проанализировать теоретические аспекты методов диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста;

4) привести результаты изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

5) привести комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

6) изучить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

Гипотеза: использованный комплекс коррекционных занятий способствует коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Изучение документации.

Педагогическое наблюдение.

Эксперимент.

Методологическая основа исследования: концепция о единстве закономерностей развития аномальных и нормальных детей (Л.С. Выготский); теория развития перцептивных процессов (М.С. Сеченов, И.П. Павлов).

Теоретическая значимость: уточнение особенностей развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и описание уровней его развития.

Практическая значимость: использованный нами комплекс коррекционных занятий (автор - Горбатова Е. В.) с применением дидактического материала может применяться в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушением интеллекта.

Смотрите также:

Этапы решения задач с помощью уравнений
Деятельность по решению задачи включает следующие этапы независимо от выбранного метода решения: анализ содержания задачи; поиск пути решения задачи и составление плана её решения; осуществление плана решения задачи; проверка решения задачи. Поясним это на конкретных примерах, выделяя отдельно кажд ...

Фразеологизмы английского языка с именами собственными
М. Морошкин, составитель «Славянского именослова» (1869), писал о именах: «имена собственные отражают следы каприза и фантазии человеческой… служат сокращенной историей внутреннего быта и духа народного, и там, где безмолвствуют саги, начинают свою повесть имена.» Имена и названия всегда играли осо ...

Стэнли Холл, Джон Дьюи и их взгляд на дошкольное воспитание
Знаменитый американский психолог, педолог и педагог Стэнли Холл (1846–1924), отдавая должное вкладу Фребеля в систему дошкольного воспитания, предлагал, чтобы все занятия и игры детей проходили по возможности на лоне природы, чтобы дети видели настоящие вещи, явления природы и хозяйственной деятель ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru