Изучение эффективности коррекционно-развивающего обучения

Страница 1

После проведения с детьми коррекционных занятий, нами была проведена повторная диагностика всех 24 детей по тем же методикам, что и на начальном этапе эксперимента (Катаева А.А., Стребелева Е. А.):

1). Методика "Цвета";

2). Методика "Формы";

3). Методика "Сложи полоски";

4). Методика "Определи, у кого какой предмет".

В итоге были получены следующие результаты.

Количественные данные, полученные при проведении методики "Цвета", представлены в таблицах 12 и 13 и на рисунке 5.

Таблица 12

Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)

Категория детей

Выбор основного цвета при назывании его взрослым

Называние основного цвета

Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым

Называние дополнитель-ного цвета

Дети с нормальным развитием

100

100

91,7

83,3

Дети с нарушением интеллекта

100

91,7

58,3

41,7

Таблица 13

Восприятие дошкольниками с нарушением интеллекта основных и дополнительных цветов на контрольном этапе эксперимента

Дети с нарушением интеллекта

Выбор основного цвета при назывании его взрослым

Называние основного цвета

Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым

Называние дополнитель-ного цвета

Вова К.

Костя В.

Вика С.

Сережа В.

Вася Т.

Тарас Б.

Белла Р.

Рита Б.

Боря Д.

Дина Н.

Настя Л

Леня Ш.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

+

+

+

%/кол-во правильно ответивших

100/12

91,7/11

58,3/7

41,7/5

Примечание: 1 параметр: выбор основного цвета; 2 параметр: называние основного цвета; 3 параметр: выбор дополнительного цвета; 4 параметр: называние дополнительного цвета.

Рис.5. Сравнительные показатели по методике "Цвета" на констатирующем и контрольном этапах

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что у детей с нарушением интеллекта легкой степени представления о цвете стали более сформированы. В назывании основного и дополнительных цветов трудности возникли теперь у 90,7 % и у 54,7% детей (ранее - 84,7% и 34,7%). Наибольшие трудности у дошкольников с нарушением интеллекта возникали также в узнавании дополнительных цветов.

Исходя из представленных в таблице данных, видно, что 90,7% дошкольников с нарушениями интеллектуального развития и 98,6% детей с нормальным развитием правильно называют предъявляемые им основные цвета. Высокие показатели говорят о том, что слова-названия цветов имеются в активном словаре дошкольников, и они их используют в своей речи.

Таким образом, можно говорить о том, что представления об основных цветах спектра у детей с нарушением интеллекта легкой степени находятся теперь на более высоком уровне и приближены к возрастной норме, в то время как узнавание и называние дополнительных цветов дошкольниками с проблемами в развитии вызывают наибольшие трудности.

Вторая методика проводилась с целью определения знаний детей о геометрических фигурах и их названиях.

Результаты контрольного этапа по данной методике отражены в таблицах 14, 15 и 16, а также на рисунке 6.

Таблица 14

Восприятие дошкольниками геометрических фигур (в % от общего числа испытуемых)

Категория детей

Выбор геометрической фигуры при назывании её взрослым

Называние геометрической фигуры детьми

Дети с нормальным развитием

91,7

83,3

Дети с нарушением интеллекта

83,3

83,3

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Принципы формирования графического навыка
На первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором – писать важнейшие элементы букв, точнее владеть алгоритмом письма; на третьем – писать буквы; на четвертом – целые слова. Для овладения графическим навыком оче ...

Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...

Моделирование как средство формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Исследователи (Л.А. Венгер, Г.А. Глотова) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, конструирование и т.д.), однако дошкольники осваивают лишь основы моделирования, что проявляется в умени ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru