Таким образом, можно сделать вывод, что представления о геометрических фигурах у детей с нарушением интеллекта легкой степени стали более сформированными после проведения коррекционных занятий.
Следующая методика была направлена на выявление способности ребёнка определять величину.
Результаты отражены в таблицах 17, 18 и 19 и на рисунке 8.
Таблица 17
Определение величины дошкольниками (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей |
Справились |
Не справились |
Дети с нормальным развитием |
83,3 |
16,7 |
Дети с нарушением интеллекта |
66,7 |
33,3 |
Таблица 18
Определение величины дошкольниками с нарушением интеллекта на контрольном этапе эксперимента
Дети с нарушением интеллекта |
Справился самостоятельно |
Справился с подсказкой взрослого |
Не справился |
Вова К. Костя В. Вика С. Сережа В. Вася Т. Тарас Б. Белла Р. Рита Б. Боря Д. Дина Н. Настя Л Леня Ш. |
+ - - + - - - - + + + - |
- + + - + - + - - - - - |
- - - - - + - + - - - + |
Таблица 19
Общие показатели дошкольников с нарушением интеллекта по методике "Сложи полоски" на контрольном этапе эксперимента
Дети с нарушением интеллекта |
Количество детей |
% |
Справился сам |
5 |
41,67% |
Справился с подсказкой |
4 |
33,33% |
Не справился |
3 |
25% |
Рис.8. Общие показатели дошкольников с нарушением интеллекта по методике "Сложи полоски" на контрольном этапе эксперимента
На рисунке 9 отразим сравнительные показатели по методике "Сложи полоски" на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Рис.9. Сравнительные показатели по методике "Сложи полоски" на констатирующем и контрольном этапах
Итак, с предложенным заданием на контрольном этапе эксперимента не справились 10% (ранее - 16,7%) детей с нормальным развитием и 40,8% (ранее - 50%) детей с нарушением интеллекта. Таким образом, дети с нарушением интеллектуального развития по прежнему затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или наоборот.
В таблицах 20, 21 и 22, а также на рисунке 10 представлены количественные данные, полученные при проведении методики "Определи, у кого какой предмет" на контрольном этапе эксперимента.
Таблица 20
Восприятие дошкольниками величин предметов (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей |
Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым |
Называние величин предмета |
Дети с нормальным развитием |
100 |
75 |
Дети с нарушением интеллекта |
100 |
58,3 |
Таблица 21
Восприятие дошкольниками с нарушением интеллекта величин предметов на контрольном этапе эксперимента
Ф.И. ребенка с нарушением интеллекта |
Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым |
Называние величин предмета | ||||
сам |
с подсказкой |
не справился |
сам |
с подсказкой |
не справился | |
Вова К. Костя В. Вика С. Сережа В. Вася Т. Тарас Б. Белла Р. Рита Б. Боря Д. Дина Н. Настя Л Леня Ш. |
- + + + - + - + + + + + |
+ - - - + - + - - - - - |
- - - - - - - - - - - - |
- + + - - + + + + - - - |
+ - - - - - - - - - - - |
- - - + + - - - - + + + |
Организация эксперимента по
проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...
Основные направления деятельности системы
1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей — важный вектор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи — перво ...
Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми
Всякий дефект, т. е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельност ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.