Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков

Педагогика » Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию » Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков

Страница 1

Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков разработана на основе элективный курса «Профессиональное самоопределение», который представляет собой переработанный и сокращенный вариант программы ориентационного элективного курса «Профессиональное самоопределение» В. А. Чернышёвой. В нем меньше часов и сами занятия носят более психологический и занимательный характер, учитывая, что адресаты – учащиеся 8 классов имеют свою специфическую ситуацию развития в отличие от тех же девятиклассников.

Данную педагогическую технологию мы разработали в том числе и в соответствии с концепциями Селевко Г. К., Маралова В. Г. и Рувинского Л. И. Объединенная и переработанная таким образом идея стимулирования самовоспитания у подростков основывается на следующем положении.

Для того, чтобы подростки стали заниматься самовоспитанием, они должны в определенной мере осознать себя, свои качества и недостатки, то есть у них должна быть критическая самооценка. Для самовоспитания необходимы стремление и воля к работе над собой. В развитии целеустремленности, самооценки, самокритичности, воли и других предпосылок, необходимых для того, чтобы ученик мог сам формировать свою личность, важнейшее значение имеет воспитание. Оно постоянно влияет на внутренний мир школьника и, следовательно, на самовоспитание.

Новое открытие себя происходит у подростков в результате преодоления одного из самых сильных кризисов — кризиса подросткового возраста. Под влиянием полового созревания (объективный признак взросления), переориентации с детских норм на взрослые, возникновения чувства взрослости как центрального новообразования (стремление быть и казаться взрослым) происходит открытие внутреннего мира. В силу чего значительно повышается интерес к себе, своим внутренним качествам и внешнему облику, к отношениям с окружающими. Общение со сверстниками выдвигается на передний план и объективно становится ведущей деятельностью. «Кто я?», «Какой я?», «Чем отличаюсь от других?» — часть вопросов, которые подростки постоянно задают себе и пытаются на них ответить. В то же время, как отмечают многие психологи, познание себя, связанное с настоящим, чаще всего ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и качеств.

Целостное представление о себе, некоторая завершенная Я-концепция складываются несколько позже. При благоприятных условиях именно в этом возрасте, открывая свое Я на новом уровне, подросток впервые становится субъектом не только жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития, автором и творцом своей биографии.

Важно помочь учащемуся разобраться в своих собственных положительных качествах и недостатках, задуматься о самом себе, «открыть самого себя». Осознанию подростками свойств своей личности содействует также установление путем анализа их поведения связей между поступками и качествами.

Побуждая учащихся к самоанализу, надо учитывать, что осознание школьником своей личности само по себе не всегда активизирует его стремление к самовоспитанию. Бывает и так, что он оказывается в позиции равнодушного созерцателя своих недостатков и не пытается исправить их. Вывести его из этого состояния может лишь недовольство самим собой. Такое отношение к себе возникает и активизируется в том случае, если учащийся осознает и переживает противоречие между своими потребностями, желаниями и личными возможностями, слабостью своих сил. Когда он осознает, что заветная мечта, жизненно важные устремления не сбываются, потому что он сам в этом виноват, возникает недовольство собой.

Таким образом данная технология стимулирования процесса самовоспитания направлена на развитие у подростков чувства самокритичности и понимания себя.

Выводы по главе: на сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по проблеме самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Применение методов объяснения
Весь учебный материал, который когда-либо где-либо преподавался, авторский – известных или, увы, неизвестных авторов. Будь то схоластические истины Средневековья, реакции в ядрах тяжелых звезд или курсы МВА – все является чьим-то трудом, кто-то создал излагаемый научный материал. Природу или социум ...

Анализ угрозы современного состояния системы образования РФ
Все проблемы мирового образования присущи и России, но имеют ярко выраженную российскую специфику. Причем специфика эта не столько в нашем историческом прошлом, наших традициях, сколько в своеобразии времени, переживаемого страной. Когда мы говорим о текущем моменте в реформировании системы образов ...

Опасности современной культуры
В главе «Опасности современной культуры» Э. Дюбуа-Реймон рассматривает основные проблемы с которыми сталкивается культура. В чем видит он ту «опасность для развития культуры», которая побуждает его быть горячим сторонником образовательных реформ? «Опасность, - пишет он, - о которой здесь должна быт ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru