Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию

Педагогика » Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию

Самовоспитание – одна из старейших и интереснейших проблем педагогики. Роли самовоспитания школьников во все времена придавалось большое значение. Не потеряла своего значения эта задача и в наше время, наоборот, приобрела еще большую актуальность. По мнению Ю. М. Орлова, для успешного процесса самовоспитания необходимо, во-первых, осознание его необходимости. Во-вторых, создание положительной мотивации и воспитание воли. Все это в свою очередь требует участия заинтересованного и чуткого педагога.

Педагог – это человек, который может преподнести и, собственно, преподносит ключи ко многим сторонам будущей жизни своих воспитанников. Самый первый из этих ключей должен открывать двери в сокровищницу собственных возможностей личности ребенка, реализовывать которые он будет уже сам. Это достаточно трудный путь из-за особенностей современных социальных условий, сложности восприятия мнения окружающих, притягательности установленных обществом идеалов – все это побуждает самого человека предъявлять к себе все более высокие требования и искать пути их исполнения.

Чтобы быть на уровне, педагогические работники непрерывно занимаются формированием у школьников потребности в самосовершенствовании, которая проявляется в форме самовоспитания.

Самовоспитание – это воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения. Его целью является достижение осознанного и усвоенного учеником идеала гармонично развитого человека. Эта цель становится побудителем к действиям, приобретает свойства мотива.

Данная проблема рассматривается с учетом того, что именно в течение подросткового возраста ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет по Л. И. Божович) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет: ее часто называют периодом ранней юности).

Л. И. Божович полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению, т.е. стремлению проявить себя именно в тех качествах личности, которые он считает ценными. Можно утверждать, что умение самостоятельно совершенствовать себя является показателем общей культуры личности.

Так как депривация выше указанных потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста, то актуальным на данный момент было бы сделать так, чтобы кризис сам собой проходил, замещался активным поиском себя при помощи более направленного процесса самовоспитания, более адекватными способами и методами. Правда, вопрос о том, кем быть и к чему стремиться, возникает у подростков уже в конце 8 класса. Как показывают экспериментальные данные, в это время они еще психологически не готовы к его решению. Чаще всего эту проблему решают за них взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда они сами, да и то либо случайно, либо по подражанию.

Сказанное позволило выделить противоречие между большим количеством предлагаемых технологий и методов самовоспитания личности и отсутствием у современных подростков вовремя сформированных мотивов совершенствования себя в русле будущей социальной жизни.

Поэтому в данном исследовании мы поставили проблему разработки технологии, которая бы стимулировала у современных подростков оформление четко осознаваемых мотивов к самовоспитанию

Темой нашего исследования является «Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию».

Цель исследования: разработать, теоретически, обосновать и реализовать технологию стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию.

Объектом исследования процесс воспитания подростков, ориентирующий на их самовоспитание.

Предметом данного исследования является технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию.

Задачи исследования:

Выявить освещенность проблемы самовоспитания в педагогической теории и практике;

Изучение влияния технологий стимулирования мотивации самовоспитания на подростков;

Разработать программу реализации данной технологии и рекомендации к ее применению;

Определить уровень и особенности развития у подростков мотивов самовоспитания.

Гипотеза: применение технологии стимулирования самовоспитания на основе элективного курса «Профессиональное самоопределение» для подростков будет способствовать развитию у них потребности в самовоспитании.

Методологической основой исследования являются исследования Божович Л. И. об особенностях этапов формирования личности в онтогенезе, работы Орлова Ю. М., Рувинского Л. И. в которых даются ненавязчивые рекомендации по самопознанию и саморазвитию, а также разработки по проблеме формирования культуры самовоспитания школьников Селевко Г. К., Кочетова А. И.

В работе использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретико-методологический анализ психологической и педагогической литературы, развивающих технологий и разработок, тестирование, теоретический анализ и синтез эмпирических данных; качественный анализ результатов исследования; методы математической статистики.

Для исследования особенностей развития уровня мотивации к самовоспитанию нами была использована методика тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева.

Базой исследования стала МОУ СОШ №4, г. Ишима.

Группа испытуемых представляет собой 14 человек 14-15 лет, учеников 8в класса

Исследование проводилось в три этапа:

Поисково-теоретический (с 5.06.2009г. по 20.02.2010г). Включает в себя анализ психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта, предмета исследования, а также планирование экспериментального исследования.

Собственно исследовательский (с 24.02.2010г. по 22.03.2010г.). Он включает в себя отбор методов, проведение эксперимента, фиксацию результатов эксперимента, первичный анализ данных, их математическую обработку, интерпретацию и обобщение.

Оформительский (с 23.03.2010г. по 31.05.2010г.). Включает разработку рекомендаций и оформление работы.

Достоверность полученных результатов и сформулированных выводов обеспечивалась методологической обоснованностью, использованием фундаментальных положений педагогики, применением методов, адекватных цели и задачам исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в изложении новых методических разработок на основе переработки и обобщения технологий самовоспитания других авторов.

Практическая значимость результатов исследования: практические рекомендации, методические приемы и способы стимулирования самовоспитания подростков.

Предполагается, что результаты данного исследования помогут педагогам наиболее эффективно работать с подростками, развить и углубить систему воспитания школы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, теоретическую главу, эмпирическую главу, заключение и библиографию.

Общий объем курсовой составляет 40 страниц.

Смотрите также:

Описание опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога
Изучение опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога позволило сделать следующие выводы. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" расположена по адресу г. Череповец, ул. Моченкова, д.10, телефон 29-59-77. Микрорайон находится на окраине города, в ...

Анализ системы упражнений для обучения аудированию в средних классах
Проанализировав упражнения по аудированию в школьных учебниках по английскому языку для 7,8,9 классов, мы делаем вывод, что большое внимание уделяется диалогам и текстам с упражнениями, содержащими вопросы на после текстовом этапе, проверяющими глубину понимания и наличие фоновых знаний , а также о ...

Система работы по формированию ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи
У детей младшего дошкольного возраста диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологическо ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru