Собственно воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса — организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов.
Самовоспитание — это вторая, скрытая часть процесса — внутренняя субъектная психическая деятельность ребенка, которая выражается в восприятии, определенной переработке и присвоении личностью внешних воздействий. Это и есть процессы саморазвития: самовоспитание, самоуправление, самообучение, самоопределение и т.д. Они представляют, во-первых, удовлетворение потребностей личности. Во-вторых, они происходят на базе приобретенных в процессе жизнедеятельности личности определенных качеств и опыта. И, в-третьих, они могут происходить неосознанно и на сознательном уровне. Когда личность начинает сознательно, свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, она одновременно совершенствует и развивает свои способности к ее осуществлению, изменяя, воспитывая, совершенствуя себя.
Этот факт, по мнению Г. К. Селевко, является важнейшим для педагогики. Его суть в том, что развитие человека определяется не только заложенной в нем наследственной программой (биогенетическими факторами) или только социальными воздействиями, но и накапливаемым жизненным опытом, складывающимися личностными и индивидуальными качествами (психогенными факторами).
Самовоспитание — это:
воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения;
— процесс, в котором взаимосвязанно проявляется весь духовный мир человека, т.е. прежде всего взаимодействуют такие его стороны, как нравственность, интеллект, воля и эмоции;
— высшая форма самосовершенствования духовного мира человека, при которой функции воспитателя выполняет он сам.
Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера ученика. Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических, морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами.
Процесс самовоспитания проходит в несколько этапов:
— осознание требований к себе;
— самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения;
— планирование работы над собой, выработка программы и правил поведения;
— практическая реализация программы самовоспитания;
— самоконтроль, самооценка и самокорректирование действий, поведения.
Использование воспитания и самовоспитания в тесном комплексе, когда воспитание направляет усилия личности по работе над собой, а последняя содействует результативности внешних воздействий,— залог успеха в формировании личности.
Самовоспитание в качестве важнейшего средства саморазвития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь. Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром.
Роль самосознания, самооценки как важнейшего условия самовоспитания подчеркивают ряд психологов и педагогов: Ананьев Б. Г., Маралов В. Г., Гликман И. З., Степанов В. Г. и др. Значение осознания своей личности для самовоспитания отмечают также и зарубежные авторы Г. Олпорт, Л. Кронбах, Л. Лавел и др. Ученые подчеркивают детерминированность самовоспитания процессами взаимодействия человека с социальной средой, другими людьми (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. В. Петровский и др.).
Теоретические аспекты методов диагностики зрительного
восприятия у детей дошкольного возраста
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка-дошкольника. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развит ...
Понятие массы в физической науке
Масса (от греческого μάζα) — одна из важнейших физических величин. Первоначально (XVII—XIX века) она характеризовала "количество вещества" в физическом объекте, от которого, по представлениям того времени, зависели как способность объекта сопротивляться приложенной сил ...
Педагогические аспекты содержания социальной реабилитации
несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в
детском доме «Аистенок»
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты входящей диагностики, мы наметили и провели формирующий этап. Цель формирующего этапа: преодоление деструктивных факторов, восстановление полноценной духовной жизни, повышение самооценки и уровня знаний детей-сирот и детей ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.